«Потеряем 30%». Книжные сети начали зачищать каталоги после принятия закона о запрете пропаганды ЛГБТ

«Потеряем 30%». Книжные сети начали зачищать каталоги после принятия закона о запрете пропаганды ЛГБТ
2 декабря 2022
Представители книжного бизнеса заявили о готовности убрать из продажи произведения, нарушающие закон. При этом они рассказали 66.RU о том, что ждут разъяснений властей с критериями, которые позволят отнести книги к запрещенным. Сейчас же книготорговцы начали убирать из каталогов любую спорную литературу, даже если она не имеет прямого отношения к ЛГБТ.
Что случилось?
24 ноября Госдума в третьем чтении приняла закон о полном запрете пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола в рекламе, СМИ, книгах, кино и на аудиовизуальных сервисах. Закон предусматривает следующие наказания:
•    за пропаганду ЛГБТ — от 100 тыс. до 400 тыс. рублей для граждан, до 800 тыс. рублей — для должностных лиц и от 1 млн до 5 млн рублей либо приостановление деятельности на 90 суток — для юрлиц;
•    за пропаганду педофилии — до 800 тыс. рублей для граждан, до 2 млн рублей — для должностных лиц и до 10 млн рублей либо приостановление деятельности на 90 суток — для юрлиц;
•    за нарушение запрета на демонстрацию подросткам нетрадиционных отношений и донесение до них информации, побуждающей к смене пола, — до 200 тыс. рублей для физлиц, до 400 тыс. рублей — для должностных лиц и до 4 млн рублей либо 90 дней приостановки деятельности — для юрлиц.
Первая реакция книжных сервисов и площадок
После принятия закона некоторые сервисы сразу начали ограничивать доступ к произведениям, которые потенциально могут его нарушить. По какому принципу происходит удаление материалов, неясно. Например, в некоторых книжных интернет-магазинах убрали книги секс-просветительницы Елены Галецкой, не затрагивающие напрямую тему нетрадиционных отношений.
В издательстве «Эксмо» отметили, что еще на этапе обсуждения закона высказывались против слишком обширных формулировок.
Евгений Капьёв, генеральный директор издательства «Эксмо»:
— Запреты негативно влияют на распространение легального контента, наша задача была как можно отчетливее об этом сказать. Запреты не отменяют спрос, могут даже подогреть его. На этапе слушаний мы высказали наши опасения по поводу слишком общих формулировок, которые сложно трактовать в отношении контента литературных произведений. После вступления закона в силу издателям потребуется некоторое время, чтобы оценить риски. Будем полагаться на правоприменительную практику и исходить из логики закона.
В сервисе «ЛитРес» заявили, что готовы снять с продажи книги, которые подпадают под действие нового закона. Но директор департамента по развитию контента группы компаний «ЛитРес» Евгений Селиванов заявил, что компании нужны разъяснения властей о критериях, по которым произведения можно будет отнести к категории запрещенных.
Евгений Селиванов, директор департамента по развитию контента группы компаний «ЛитРес»:
— На данный момент мы понимаем, что у нас в продаже есть книги, которые содержат упоминания ЛГБТ. Однако содержат ли они пропаганду ЛГБТ и подпадают ли под действие нового закона, пока точно непонятно. Мы изучаем вопрос с юристами и ждем соответствующих разъяснений от профильного комитета.
Проблему с неточностью критериев также отметили в Rideró. Директор производства издательского сервиса Мария Рявина подчеркнула, что формулировки в законе размытые, а за что реально будут наказывать, никто не знает. «Поэтому мы, возможно, перестраховываемся, но мы не хотим подставлять себя и своих авторов», — заключила представитель Rideró.
Мария Рявина добавила, что книги на ЛГБТ-тематику еще доступны на площадке (по состоянию на 25 ноября). Она отметила, что сложность состоит в том, что в ассортименте площадки более 100 тыс. наименований, а произведения никогда не помечали на предмет того, есть в них такие отношения или нет.
Мария Рявина, директор производства издательского сервиса Rideró:
— Важно понимать, что несоблюдение закона грозит огромными штрафами, которые могут попросту разорить компанию. Поэтому последние несколько недель (вместо множества других важных и интересных проектов, которые должны принести деньги нам и нашим авторам) мы заняты планированием операции по снятию книг.
Она отметила, что пока сложно точно сказать, какую долю каталога потеряет сервис, но, по предварительным оценкам, это может быть до 30% всех опубликованных книг.
По какому принципу сервисы будут убирать книги из доступа
В «ЛитРес» пока не комментируют, как и по какому принципу будут снимать книги с продажи. Однако Евгений Селиванов пообещал, что все произведения, которые пользователи уже купили, останутся в их личных кабинетах.
«Если же речь идет про наши подписные форматы — «ЛитРес: Подписка» или MyBook, то книги будут доступны там до того момента, пока они есть в продаже на «ЛитРес». Если книги будут сняты с продажи, то они сразу пропадут из подписки», — объяснил представитель «ЛитРес».
В «Эксмо» также не знают, как будут приводить свои каталоги в соответствие с новым законом.
«В данный момент сложно говорить о конкретных шагах, требуются взвешенные решения на основе консультаций с юристами и экспертами. Скорее всего, по ряду спорных позиций мы будем обращаться за разъяснениями в Роскомнадзор», — говорит Евгений Капьёв.
Капьёв считает, что, если читатели не найдут попавшие под действие закона книги в книжных магазинах, они найдут их на пиратских ресурсах.
«В результате государство не получит налоговых отчислений, а прибыль вырастет у нечестных предпринимателей из недружественных стран, которые управляют подобными сайтами. Трафик пиратских сайтов, а также литературных ресурсов, зарегистрированных за пределами страны, — это сотни миллионов посещений в месяц. Это молодая аудитория, которую мы теряем из-за отсутствия конструктивного диалога всех участников процесса на фоне запретительных мер», — заключил гендиректор издательства «Эксмо».
В Rideró процесс приведения каталога в соответствие новому законодательству разделят на два этапа:
•    На первом — обратятся к авторам и предложат им снять с продажи произведения, которые могут вызвать проблемы. «Наши авторы очень чутки к окружающему миру, поэтому многие уже сделали это сами. Но после массовой рассылки, скорее всего, будет огромная волна снятий», — объяснила Мария Рявина.
•    Параллельно все тексты книг обрабатывает нейросеть, которая пытается выделить произведения с тематикой ЛГБТ. В издательском сервисе отмечают, что результат ее работы будет избыточен, так как сложно текстовым анализом определить, есть в книге пропаганда или нет. «Однако после множества тестов мы сократили ложные срабатывания до минимума. Если же они все же произойдут, мы будем готовы рассмотреть обращения авторов вручную и принять решение, возвращать ли книгу в продажу», — уточнила представитель компании. Кроме того, ряд произведений проверят через сервис «Яндекс.Толока» — фрагменты текста, в которых нейросеть усмотрела вероятную пропаганду, будут вычитывать люди.
Владислава Ямщикова
66.ru



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений