Музею грозит закрытие

Музею грозит закрытие
25 января 2010
Такой газетный заголовок в городе, где из крупных действующих предприятий осталось одно, и большие надежды связывают с развитием туризма, может шокировать кого угодно. И самое прискорбное, что все это далеко не утка. За эти две недели у Ирбитского государственного музея изобразительных искусств было немало новостей, причем и не таких безрадостных.

Меццо-тинто – редкая драгоценность
15 января музей открывал в здании на ул. Елизарьевых сразу две выставки, объединенные одной общей темой. Работы, представленные на них, преодолели океан и прибыли из США и Канады. Все они выполнены в редкой технике меццо-тинты. Ввиду трудоемкости в ней очень мало работают современные художники. В XVIII веке эта техника была распространена в Европе. Сейчас ее полюбили в Америке. Там эта техника настолько популярна, что даже штаб-квартира международной организации меццо-тинто находится в США.
Куратором выставок является генеральное консульство США в Екатеринбурге. Выставки были организованы в честь 15-летия консульства в Екатеринбурге. За год выставка побывала во многих городах Свердловской области. На открытие в Ирбите присутствовал Кристофер Дж. Истрати, вице-консул по вопросам печати, образования и культуры. Он выступил с речью: «Уважаемые дамы и господа! Для меня большая честь посетить такой богатый историей город и открывать выставку мастеров меццо-тинты в этом уникальном музее графики. Приоритетом нашей деятельности является развитие культурного, экономического сотрудничества между нашими странами. 15 лет развития сотрудничества в области культуры сделали огромный вклад в укрепление взаимопонимания между нашими народами. Я хочу поблагодарить Министерство культуры Свердловской области и лично директора музея Валерия Карпова за размещение этой выставки».
А вот идейным вдохновителем выставок выступил Никита Корытин, директор издательства «Артефакт», именно он задумал и воплотил этот проект. Началось все с того, что он решил создать базу всех художников в мире, занимающихся в этой сложной технике. Через полтора года база содержала сведения о пятистах мастерах. В одной выставке были собраны лучшие работы мастеров из Соединенных Штатов, в другой – лучшие работы художницы из Канады Кэт Резерфорд.

Новый министр. Давайте знакомиться.
19 января в Ирбит с рабочим визитом приехал новый министр культуры и туризма Алексей Феликсович Бадаев. Новому министру 36 лет. До этого назначения он занимал должность проректора по учебной работе и заведующего кафедрой общих гуманитарных и специальных театроведческих дисциплин Екатеринбургского государственного театрального института. Причем сейчас министерству культуры поручено заниматься еще и туризмом. Раньше эту сферу курировало министерство физкультуры и спорта. Как пишет Ура.ру: «Это значит, что правительство избрало совершенно новый подход к культурному менеджменту: оно будет не просто «устраивать мероприятия», а начнет повышать культурную привлекательность территории – примерно как это делается в Перми. Кстати, Алексей Бадаев – из хорошей семьи. Он – сын главврача ОКБ№1 Феликса Бадаева».
Он осмотрел все три здания музея изобразительных искусств. Побывал он также и в Ирбитском музее мотоциклов. Ознакомление с коллекциями двух государственных музеев было достаточно поверхностным, так как на это было отведено у министра немного времени. Тем не менее видно было, что фонды музея искусств произвели на нового министра большое впечатление. Об этом он сказал в своем кратком интервью.
Кроме этого, ему пришлось отвечать и на сложный вопрос – что будет с Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств, ждет ли его закрытие, какова судьба долга за охрану. Волнения по этому поводу не беспочвенны, об этом вы узнаете позже.
Алексей Бадаев заверил, что музей и его коллекция останутся на своем месте: «Пока Валерий Андреевич (директор музея. – Авт.) и его команда этим занимается, никто не будет это разрушать».

Откуда ветер дует
Естественно за разъяснением сложной ситуации я обратилась к самому директору – Валерию Андреевичу Карпову. Он пояснил, что действительно в настоящее время у музея существует значительный долг за охрану, который превысил 3 млн. рублей.
Начало формирования такого значительного долга относится еще к 2006 году. Именно тогда, после ревизии министерства культуры, музей был вынужден сократить охранников и заключить договор на круглосуточную охрану силами вневедомственной охраны. Директор музея пытался доказать, что введение круглосуточной охраны во всех зданиях музея повлечет значительное увеличение расходов. Это и дало резкое удорожание почти на 1,3 млн. рублей. А кризис уже начался, и начались всесторонние сокращения финансирования. Уже в 2006 году получилась небольшая задолженность, которая не была покрыта из бюджета.
История продолжилась в 2007-2008 годах. Особенно в 2008 году, когда на охрану были выделены средства только на три квартала. Четвертый квартал финансированием закрыт не был. В самом конце 2008 года министерство заложило на 2009 год дефицит на 2,5 миллиона на охрану. В итоге сложился долг в 3,3 тыс. рублей.
Директор музея в течение всего 2009 года пытался разрешить ситуацию: обращался и в министерство, и к председателю правительства. Но и Кокшаров не смог помочь. В итоге в новый год музей ушел с долгом.
В конце концов руководство вневедомственной охраны дало понять, что долги нужно отдавать, иначе может последовать весьма неприятная судебная процедура. Директор музея не без основания опасается, что в случае положительного арбитражного решения судебные исполнители унесут все – компьютеры, оборудование, библиотечные фонды – то есть все то, что не является художественным фондом.
Директор сделал попытку спасти ситуацию – написал письмо, где подробно расписал сложившуюся ситуацию. Письмо от губернатора идет председателю правительства, затем в министерство финансов. Новый министр финансов проанализировал ситуацию и 30 декабря выдал ответ. Все письмо приводить нет смысла. Но вот одна из фраз требует досконального цитирования:
«…с целью обеспечения сохранности коллекции Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, считаем целесообразным поручить Министерству культуры Свердловской области рассмотреть вопрос передачи данной коллекции другому государственному бюджетному учреждению».
Как утверждает В. Карпов, автор письма не знает сложившейся музейной системы области и тех многих положений, которые обуславливают особенности хранения музейных ценностей. В последнем постановлении правительства РФ на эту тему сказано, что никакие ЧОПы не имеют права работать в музеях, а власть обязана закладывать в бюджет средства на охрану музейных объектов силами именно вневедомственной охраны.
Нельзя рассматривать и вопрос о вывозе коллекции. По мнению В. Карпова, в Свердловской области просто нет такого специализированного помещения, в которое можно было бы вывезти данную коллекцию. Да и вывоз коллекции как таковой повлек бы за собой гораздо более крупные расходы, чем те, которые задолжал музей сейчас. По новой инструкции о хранении, учете, перемещении художественных ценностей, любое перемещение экспонатов нужно согласовывать. И даже при перемещении экспонатов из здания в здание, их нужно страховать. Так что одна страховка миллиардной коллекции, которую необходимо оформить, выльется в колоссальную сумму.
Вопросом заинтересовалась Росохранкультура. Ее представители с интересом наблюдают за развитием ситуации. Они категорически возражают против перемещения коллекции. Сам директор также высказывается однозначно: "Я не хочу, чтобы то дело, которому я отдал почти сорок лет, так было разрушено". Одним из вариантов спасения коллекции может стать перевод музея в федеральную собственность.
Во время визита в Ирбит губернатору А. Мишарину также был задан вопрос о музее. Он заявил, что никакой проблемы нет. Музей сохранится в неделимом виде. А в отношении долга за охрану будет вестись соответствующая работа.
Однако из неофициальных источников стало известно, что в настоящее время в министерствах разыскивается человек, передавший в Ирбит информацию о письме с предложением о передаче коллекции.

Отрочество патриарха
На фоне этих шекспировских страстей как-то особенно душевно прошло открытие новой выставки "В начале было слово…" Отрочество патриарха", посвященной памяти Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Экспозиция, которая развернулась в вишневом зале музей (ул. Елизарьевых, 28) повествует о паломнических поездках в 1938 и 1939 годах в Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам юного Алексия Ридигера, который станет впоследствии Алексием II.
Как пишет научный сотрудник НИИ РАХ Андрей Гамлицкий, "главными художественными экспонатами выставки являются семь графических портретов иноков Валаамского монастыря того времени и самого десятилетнего Алексия Ридигера. Особенность этих рисунков в том, что они не современны паломничеству будущего Патриарха, а выполнены в 2006 году, спустя почти семь десятилетий. Рисунки поступили в дар музею в 2009 году непосредственно от автора - московского художника В. Бакшаева. Поводом для создания портретов стало желание церковных властей Спасо-Преображенского монастыря запечатлеть живописном полотне посещение отроком Алексием Валаама, его общение с насельниками обители, которых он поименно называет в своих воспоминаниях, подчеркивая, что именно эти иноки и старцы окончательно сформировали в нем решение посвятить себя пастырскому служению".

Светлана Уралова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений