В.В. Николаев: "За ворота никого не выставим"

В.В. Николаев: "За ворота никого не выставим"
16 января 2005
Отраслевая структура промышленности города с 2001 года практически не изменилась. Одним из лидирующих предприятий остается ОАО «ИХФЗ». Его общая доля в объеме промышленного производства составила 29 процентов. Для сравнения, долей машиностроения (ООО «ИМЗ»; ОАО «ИААЗ») составляет 30.6 %.
На 20 % снизилась задолженность по выплате заработной платы.
(Из информационного отчета об итогах социально-экономического развития города Ирбита)
Как видно из представленного отчета, предприятие ОАО «ИХФЗ» стабильно движется к дальнейшему развитию и увеличению доли сбыта на рынке лекарственных препаратов. Однако «злые языки» утверждают обратное, говоря о падении объемов и грядущем большом высвобождении работников завода в связи с реорганизацией цехов. Как дела на самом деле обстоят на заводе, я попросила рассказать исполнительного директора завода Вячеслава Викторовича. Николаева. А поскольку он не так давно стал директором ирбитского предприятия, то мы попросили его рассказать немного о себе.
- Мне 34 года, я родом из Екатеринбурга. Имею два образования. Первое высшее, медицинское. После его получения шесть лет отработал врачом на скорой помощи. Второе - высшее, управленческое - окончил Международный институт менеджмента, где в основном преподается английская школа бизнеса и выдается диплом международного образца. В области фармакологии работаю уже около 10 лет. Работал заместителем генерального директора ООО «Виза-Оптик» предприятия, затем возглавлял филиал национальных дистрибьюторов в области медикаментов ЗАО «Росибфармация». С февраля прошлого года   работал коммерческим директором на Ирбитский химико-фармацевтический завод, а с ноября 2004 работаю уже в должности исполнительного директора. Основной причиной моего назначения акционерами завода послужила не совсем положительная оценка, на тот момент, экономического состояния завода. Более того, я считаю, что достаточно большая проблема заключалась в том, что в руководстве завода тогда не было специалиста чисто медицинского направления. Здесь, я согласен с акционерами, актуальность той или иной продукции все-таки должен контролировать медицинский работник. Сегодняшняя конкуренция - это жесточайшая борьба в области форм дистрибьютерства по продаже готовых лекарств и субстанций.
Что касается отечественных препаратов, на сегодняшний момент основных производителей в стране, которые выпускают медикаменты, насчитывается более 35 заводов. Производством субстанций занимается в основном 4 завода, но конкуренция от этого не становится меньшей. На рынке сегодня господствует Китай, которому обеспечен беспрепятственный и неограниченный ввоз субстанций в Россию. Тем самым китайские субстанции сбивают цены. Из-за этого российские производители либо перепрофилируются, либо находятся в крайне плохом экономическом положении, либо вовсе останавливаются. Буквально за последние пять лет китайцы полностью наводнили рынок, постепенно выводя из него европейских производителей или подбирая их под себя, и те вынуждены становиться перекупщиками. Это очень опасная тенденция, тем более что качеству, в данном случае, отводится отнюдь не первое место.
- Низкая цена лекарства уже предполагает низкое качество? Кто следит за этим?
- В последнее время со стороны государства ужесточаются меры контроля, за качеством производимых лекарственных препаратов. И это радует. Безусловно,  это ведет к дополнительным затратам, но это необходимость. Проблема только в том, что государство наряду с ужесточением требований к предприятию по качеству медицинской продукции вполне допускает торговлю контрафактным лекарством. Аптеки легально ведут торговлю такими препаратами. По крайней мере, в Екатеринбурге таких аптек уже немало, и люди идут туда, потому что там цены на порядок ниже.
Наш завод, в принципе, входит в число заводов, выпускающих не дорогостоящую продукцию, но это не значит, что наша продукция низкого качества.
- Все дело в красивой обертке?
- Да, у нас классическая упаковка, к которой потребитель уже привык, и что дает нам возможность не повышать цены на лекарства. Безусловно, предприятие не стоит на месте и готовит несколько новых современных препаратов. Дженерилковый препарат - это препарат с оконченным патентом, и его имеют право выпускать любые производители под любыми марками. Эти препараты уже более современные. На их изготовление идут более дорогие субстанции, производством которых занимается не только Китай, но и европейские государства. По стоимости готовая продукция будет намного ниже, чем аналоги, а уж по качеству и вовсе не уступит.
Также цена на лекарство зависит от агрессивности рекламной политики, и уровня раскрученности бренда завода-изготовителя. Мы не можем сегодня тратить большие средства на рекламу, пока не тот уровень. Тем не менее, в конце 2005 года у нас вводится три новых современных препарата.
- По Вашим словам, предприятие развивается и у него есть перспективы.
- У нашего завода действительно большие перспективы, в этом, я думаю, уже никто не сомневается. Во-первых, производство субстанций и готовых лекарственных форм дает нам право на российском рынке занимать достаточно неплохую нишу по продаже лекарств. Хотя мы не производим препараты миллионами упаковок, но сбыт объема сегодняшней продукции дает нам возможность развиваться дальше.
Вообще с одной стороны государство добилось «хорошей» цели, тем, что загнало нас в такие условия, что мы вынуждены производить достаточно дешевое лекарство. С другой стороны, если говорить о социальной значимости наших заводов, то могу сказать, что если такие заводы, как наш, перейдут к иностранцам или закроются, небогатому населению будет намного сложнее. Можно привести такой пример: упаковка «Парацетомола» стоит около двух рублей. Что еще можно купить на два рубля? Практически ничего. Иностранный препарат, в котором 80 % парацетомола, стоит около 40 рублей.
"Ибупрофен" и "Нурофен" – одна и та же химическая формула, но, если стоимость отечественного лекарства за 10 таблеток - 2,50 рубля, то стоимость "Нурофена" уже в пределах 60 рублей. Вот где и упаковка, и реклама.
- Если один химический состав, почему названия разные?
- Недавно этот же вопрос поднимал в прессе нынешний руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития господин Р.У. Хабриев, говоря о том, что ввоз в страну лекарственных препаратов и их производство нужно начинать все-таки с химических формул общеизвестного химического названия препарата. И уже потом вторым названием или в скобочках указывать его коммерческое название. Естественно, против этого восстали иностранные производители, и на этом все закончилось. Бизнес, везде бизнес…
Если бы государство в этом вопросе проявило принципиальность, то это бы сильно укрепило позиции официальных производителей на рынке и в первую очередь отечественных. Ведь лечащему врачу нужна химическая суть препарата и его доступность, чтоб вылечить больного, а не коммерческое название. А уж пациент в аптеке сам выберет, импортное ему брать лекарство или отечественное.  
- Давайте вернемся на завод. Что изменилось за время Вашего руководства?
- Завод смог путем привлечения инвестиций от бартера перейти к работе по денежной схеме. Это позволило нам, во-первых, достаточно серьезно погасить сумму задолженности по зарплате, стабилизировать выплаты по налогам. Одним словом, появились реальные возможности для дальнейшего развития завода. Когда есть денежная масса, это помогает более грамотно ей оперировать и получать максимальную финансовую выгоду.
У завода есть определенный запас мощностей, который позволяет производить продукцию в больших объемах. Поэтому хочу сразу сказать, что вопрос о массовом высвобождении рабочей силы несерьезный. И то, что мы будем закрывать из семи четыре цеха, тоже неправда. Вот реорганизация производства будет точно. Она предусматривает в свою очередь оптимизацию всех процессов по максимальному снижению себестоимости готовой продукции. Для этого есть много способов. Есть внутризаводская диверсфикация, смена оборудования и так далее. Что касается нового цеха, то это будет участок таблетирования, соответствующий международным стандартам GMP. Есть постановление правительства РФ, где предписывается, что с 2005 года заводы по производству готовых лекарственных средств должны перейти на эту практику, которая существует уже во всех странах мира.
- Это повлечет за собой большие капиталовложения?
- У нас есть прибыль, которую мы получем за сбыт продукции, что опять-таки говорит о том, что наш завод прибыльный и есть тенденция к еще большему росту прибыли. На 2005 год в планах предприятия произвести продукции на 70 миллионов больше, чем в 2004 году. И это предварительный план, который будет обязательно, уже с лета этого года, пересматриваться в сторону увеличения.
Цех GMP также позволит нам осуществить постепенный переход к производству готовых лекарственных средств по международному стандарту. Если завод перейдет на эту практику полностью, то к 2007 году условия производства уже ничем не будут отличаться от европейских производителей и рынок откроется нам в большей степени.
- Значит, слухи о сокращении беспочвенны?
- Определенная смена персонала, безусловно, будет. На сегодня, по моим наблюдениям, получается так, что некоторый персонал сильно перегружен, другие же, скажем так, недорабатывают. Все это будет пересмотрено. Хотя уже сейчас планируется увеличение, а не сокращение персонала. В настоящий момент на заводе открыт ряд вакансий. То есть, какие-то перемены безусловно будут, но то, что персонал завода сократится вдвое, неправда. Сейчас сложно вообще сказать, что будет. То ли увеличение персонала на 10 %, то ли его уменьшение на те же 10%. При приобретении нового заводского оборудования доля ручного труда сократится. Это не значит, что высвободившиеся работники уйдут за ворота, они будут переведены в другие цехи, после прохождения соответствующего обучения. Единственное, что сегодня я могу сказать определенно, это то, что будет уменьшение управленческого аппарата.
- Какие надежды Вы связываете с новым руководством города?
- С прежней администрацией отношения не сложились, причем не по нашей вине. Мы всегда были готовы к взаимовыгодному сотрудничеству и прилагали для этого все усилия, но, к сожалению, по ряду серьезных вопросов мы так и не пришли не то что к согласию, а даже к пониманию. Естественно, я надеюсь, что с новой администрацией мы сможем услышать друг друга и решить все вопросы.
Я считаю, что с руководством таких крупных предприятий, как наш завод, а также стекольный, автоприцепный, мотозавод, пора считаться. Объемы производства, например, нашего завода самые высокие по городу. Ведь от этого напрямую зависит и наполняемость городского бюджета, и социальный микроклимат города. На нашем предприятии работает тысяча человек, у каждого - семьи. И это уже большая часть населения.
Мне приятно, что новый мэр в числе первых дел принял решение приехать на наш завод. Это будет рабочая проверка состояния цехов и условий труда рабочих. Состоится серьезный конструктивный разговор, который важен нам в равной степени. И администрация, и завод работают на развитие города Ирбита.
- И самый последний вопрос: как Вам живется и работается в нашем городе?    
- Ирбит мне очень нравится тем, что он спокойный и здесь хорошо работается. Доброжелательные люди, чистый воздух, нет беспокойного ритма больших городов. Конечно, есть определенные трудности в коммунальном плане, но эти житейские неурядицы, как я полагаю, временные. Говорю определенно, я хочу и буду здесь работать. Хотя в какой-то мере, это зависит от акционеров завода. Фармацевтика - достаточно своеобразная отрасль, поэтому найти компетентного специалиста в области управления фармацевтического предприятия сложно. Ну и конечно многое будет зависеть и от того, какие усилия я и моя команда будем прилагать для развития производства. Но то, что в 2005-06 годах будущее Ирбитского химико-фармацевтического завода будет достаточно перспективным и устойчивым, это точно.    

Беседовала Елена Абрамова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений