Открытие, которого ждет весь мир

Открытие, которого ждет весь мир
10 сентября 2014
Рассказывать о грядущих событиях можно по-разному. Новость может выглядеть так: 14 сентября в Ирбите состоится открытие «Музея Гравюры и Рисунка». А может и так: 14 сентября маленький уральский городок Ирбит вновь предлагает мировому музейному сообществу сенсацию – здесь открывается уникальный, единственный в России, посвященный искусству графики «Музей Гравюры и Рисунка». Гостями и участниками данного события станут крупные музейные деятели России и зарубежных стран, ожидается участие министра культуры России, губернатора Свердловской области и других представителей власти.
«Музей Гравюры и Рисунка» Ирбитского Музея Изобразительных Искусств создавался непросто и стоил своему создателю немало усилий и нервов. Об этапах большого пути, о скором открытии мы беседуем сегодня с генеральным директором ИГМИИ, почетным гражданином города Ирбита Валерием Андреевичем Карповым.
- Валерий Андреевич, как здание по улице Карла Маркса оказалось передано под нужды музея?
- Решение о передаче нам этого здания было принято еще в 1999 году. Оно было передано, а вернее, изъято по решению суда, у автоагрегатного завода. Объект, в свое время, был передан заводу без соответствующих охранных обязательств. Когда это решение стало реальностью, встал вопрос о его дальнейшей судьбе. А у нас уже давно было ходатайство о выделении помещения. И решением Правительства это здание было нам передано. И, естественно, начался процесс его обследования.
- Что же обследование показало?
- Мы обнаружили, что у этого здания есть очень большие проблемы. Первое – когда завод выезжал, они разобрали крышу и краном вытаскивали станки через верх. Какой-то очень большой агрегат они вытащить не смогли, поэтому выломали огромный кусок в два оконных пролета по фасаду со стороны администрации, и волоком вытаскивали этот станок из здания. Памятнику архитектуры был причинен колоссальный ущерб, который нам пришлось устранять.
В ходе обследования мы также обнаружили, что, оказывается, кирпич, из которого были сложены стены, оказался низкого качества. Этот кирпич стоит не больше ста лет, а зданию на этот период было уже больше ста. Позже мы уточнили дату постройки этого здания, это оказался 1879 год. Кирпич, по большей части, к тому времени разрушился. Смотришь – стоит кирпич на месте, а дотронешься, он в пыль крошится. И нам пришлось, когда уже начались восстановительные работы в 2000 году, вычинять всю поверхность наружной и внутренней поверхности стен почти на треть глубины. Целые кирпичи оставляли, разрушенные – вынимали. Наше счастье состояло в том, что в Ирбите нам разрешили разобрать две руины (не памятники) постройки восьмидесятых годов девятнадцатого века, которые оказались сложенными из хорошего, качественного кирпича, который был правильно обожжен. Разобрав эти руины на кирпич, мы тем самым получили возможность внешний периметр стен выложить аутентичным кирпичом, точно соблюдая рисунок кладки. Изнутри заполняли уже современными материалами.
Но это не все проблемы. Дело в том, что, когда заводчане выломали проем и сняли крышу со стропилами, 48-метровые продольные стены пошли в развал. Была угрозы, что мы можем потерять здание совсем. Для того чтобы этого не допустить, строители установили стальные стяжки на уровне перекрытия второго этажа.
Пока шло спасение здания, готовился окончательный вариант проекта. Он согласовывался на всех уровнях. Парадная лестница выдержала чуть ли не десяток редакций. Был даже вариант двух лестниц. В итоге остановились том варианте, который сейчас воплощен в жизнь. И я считаю, что это лучший вариант. Потом пошел процесс строительных и ремонтных работ.
- Здание раньше было одноэтажным, как же удалось получить второй этаж?
- Это, конечно, невероятно, но нам разрешили сделать надстройку памятника. Третья часть стены – это современный ярус, которого раньше не было. Нам удалось доказать, что здание было в свое меня не достроено. То, что было, не соответствовало классическому золотому сечению, которое было принято во времена его постройки. Благодаря этой надстройке, мы получили два экспозиционных этажа. Учитывая погодные условия – количество снега зимой – нам разрешили несколько изменить уклон крыши. Во-первых, у нас нет зимой снега на крыше – его просто сдувает. А во-вторых, у нас появилось дополнительное помещение, которое мы также смогли использовать. Сейчас там большое пространство, которое мы используем для хранения произведений и для работы сотрудников.
Внутри помещение обеспечено всем необходимым оборудованием. В 2014 году нам, наконец, поставили ту самую систему света, о которой мы много говорили. Свет фирмы «Цумтобель», который обеспечит гарантию безопасности экспонатов в наших залах. Благодаря этому свету можно экспонировать произведения дольше, чем предписывают действующие федеральные инструкции. Теперь мы сможем, не меняя, держать экспозицию значительное время, а не два-три месяца, как предписывает федеральная инструкция.
- Какова была домузейная судьба этого здания?
- Это был торговый ряд москательных товаров Ирбитской ярмарки. Каждый оконный проем был отдельным входом. Внутри пространство было разгорожено деревянными щитовыми перегородками на отдельные лавки. Самое интересное, что последние ярмарки советского времени, особенно когда из Ирбита забрали мировой пушной аукцион, ярмарки двадцать девятого, тридцатого, тридцать первого года проходили именно в этом здании. Тут она и умерла.
Потом здесь размещались мастерские школы-завода, где готовились кадры для «Уралмаша». Потом был инструментальный цех, который обслуживал автоприцепный и мотозавод.
- Валерий Андреевич, интересно, вы уже в 1999 году планировали разместить здесь уникальное собрание графики?
- Сама по себе идея использования именно этого здания, как музей, возникла лет на двадцать раньше. Это был 1976 год. Тогда самым активным посетителем всех мероприятий нашего музея был первый секретарь горкома КПСС Виталий Федорович Устинов. Самый активный любитель искусства – ходил на все выставки, посещал все мероприятия. Однажды он заглянул в музей, просто так, узнать как дела. Я показал ему вещи, которые только что получил из ГМИИ, эту груду руин, лохмотьев. Он поинтересовался, можно ли из этого что-то сделать. Я подтвердил, что реставраторы могут творить чудеса. Тем более что это вещи уникальные, некоторые вообще в единственном экземпляре. И посетовал, что для их размещения места не хватает, надо думать о новом помещении. Он долго думал и  пообещал, что к девяностому году будут объединены наши автоагрегатный и мотозаводы. Здание по улице Карла Маркса освободится, и его можно будет отдать под музей. Вот такой был разговор.
Я и раньше на это здание глаз положил. Оно соответствует всем требованиям, которые предъявляются к музейным зданиям – оно стоит отдельно, в центре города, имеется возможность обеспечения безопасности. Я тогда заболел этим зданием.
- От мечты до воплощения прошел немалый срок…
- Все дело очень затянулось. Сказались и кризисы, и нехватка денег. Постоянная чехарда с министрами. Слава Богу, мы заканчиваем последние работы. Небольшое благоустройство делаем снаружи. Внутри, я надеюсь, успеют все сделать. Крышу доводят до ума.
- Кто провел основную часть ремонта?
- ООО «Гранд», генеральный директор А.В. Силкин. Им низкий поклон и благодарность, что мы это здание смогли поднять. У них есть лицензия на работу с памятниками, на весь перечень работ. Это, кстати, единственная на весь Восточный округ организация, которая имеет такую лицензию.
- С открытием «Музея Гравюры и Рисунка» ваши планы по созданию музеев в Ирбите подходят к концу?
- На перекрестке улиц Революции и Володарского находится здание – дом деда тех братьев Казанцевых, в доме которых находится «Музей Уральского Искусства». У нас есть реальная возможность сделать этот дом продолжением «Музея Гравюры и Рисунка» – разместить там русско-советский период графики. Тем более что второй этаж этого здания имеет анфиладную систему комнат, такую родную для любого музея. А на первом этаже можно было устроить что-то вроде «Мусеиона». В ГМИИ имени Пушкина сделали такой детский центр, где проводятся выставки современного искусства и детского творчества, мастер-классы для детей, лекции, находятся классы для занятий. Там можно было бы разместить аналогичный «Мусеион». Кстати, «Мусеион», с древнегреческого и означает музей. Это было бы супер здорово.
Только представьте: на Карла Марска – музей западной графики, на перекрестке улиц Революции и Володарского – «Музей Отечественной Графики», и, как продолжение, «Музей Уральского Искусства». Логическое продолжение одной темы.
- Расскажите, каких гостей Ирбит и Ирбитский ГМИИ ждут на открытие «Музея Гравюры и Рисунка».
- 8 сентября в Санкт-Петербурге стартовала Международная конференция ИКОМ «Музеи и Власть». Впервые после Генеральной конференции ИКОМ 1977 года в Санкт-Петербурге соберутся более 300 музейных экспертов из Германии, США, России, Бельгии, Китая, Канады, Великобритании, Франции, Норвегии, Южной Африки, Саудовской Аравии и многих других стран.
Тема конференции предполагает, что помимо широкого круга музейных специалистов в ней также примут участие деятели культуры, политики различных уровней, представители бизнеса и СМИ. В рамках конференции пройдут обсуждении всех аспектов взаимоотношений музеев и власти: начиная от государственной политики в области музейного дела и вопросов выставочных стратегий, заканчивая международными отношениями в музейной сфере. Впервые совместную конференцию организуют Национальные комитеты ИКОМ стран с разных континентов, что позволяет говорить о едином музейном пространстве и стремлении музейного сообщества к установлению устойчивых связей, не зависящих напрямую от политической ситуации.
Конференция будет проведена в два этапа в двух городах – Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Петербурге участники конференции посетят ряд музеев, в том числе Эрмитаж и Царское село. А после пленарного заседания в Екатеринбурге часть гостей посетит Невьянскую наклонную башню Демидовых, а также объекты Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал». Другая часть гостей станет участниками открытия «Музея Гравюры и Рисунка» в Ирбите. У нас они обсудят тему «Музей как объект и субъект развития территории.
Ирбит, можно так сказать, на один день становится мировой музейной столицей.
- Что же увидят гости там внутри?
- Они увидят экспозицию, которой нигде в мире больше нет. Это действительно уникальный музей. На сегодня это не только единственный такой музей в России, но и в Европе, потому что такой полномасштабной ретроспективной экспозиции искусства европейской графики нет нигде в мире. Тем более на подлинниках. Одно перечисление имен великих художников поражает – Калло, Тулуз-Лотрек, Рембранд, Гойя, Миро…
- Когда же это все великолепие увидят ирбитчане?
- Для ирбитчан мы планируем провести еще одно открытие 19 сентября. Кстати, не только ирбитчане хотят увидеть новый музей. На днях мне поступил звонок из Новой Зеландии – на ломаном русском меня спрашивали о том, когда музей будет открыт, и его можно будет посещать.
- Валерий Андреевич, редакция газеты «Ирбитская жизнь» поздравляет Вас и сотрудников ИГМИИ с открытием уникального музея и желает Вашему детищу многие прекрасные лета.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений