Сергей Суетин: «Это не только убытки, это вредительство»

Сергей Суетин: «Это не только убытки, это вредительство»
17 ноября 2023
Представитель Общественной палаты Свердловской области и экс-директор Ирбитского молочного завода ответил на вопросы «МК-Урал»
В Свердловской области активно обсуждаются планы по приватизации новых пакетов акций государственных предприятий, работающих в сфере АПК. Среди них – АО «Ирбитский молочный завод». Совсем недавно 49% его акций было продано компании из Москвы, имеющей явные связи с группой «Синара». Не прошло и месяца, как начались разговоры о еще большем сокращении оставшейся у государства доли. Бывший директор завода, член Общественной палаты Свердловской области Сергей Суетин полагает, что вопрос с приватизацией давно решен. В интервью корреспонденту «МК-Урал» Сергей Васильевич рассказал, в чем видит недочеты в работе новой управленческой команды, а также объяснил, почему считает несостоятельными те претензии, которые нынешний директор Григорий Бачериков предъявляет ему через публикации СМИ.
Торги на продажу 49% акций АО «Ирбитский молочный завод» состоялись в октябре 2023 года. К процедуре были допущены два участника: АО «СмартПроект» (Москва) и АО «Проф Инвест» (Екатеринбург). Заявка ООО «УВА-Молоко» из Удмуртии не была одобрена комиссией по проведению торгов. Обе допущенные компании зарегистрированы в конце 2022 года и имеют минимальный уставный капитал (десять тысяч рублей). Генеральным директором АО «СмартПроект» является Павел Дергачев. Он же возглавляет ООО «СИНАРА-ПРОМ», а также АО «Информ Девелопмент». Единственным собственником обеих компаний является АО «Группа Синара».
Именно АО «СмартПроект» и стало победителем торгов, предложив 1 миллиард 175 миллионов 800 тысяч рублей. Это немногим выше стартовой цены.
Еще в прошлых публикациях «МК-Урал» высказывал предположение, что именно структуры «Синары», чей бывший работник Григорий Бачериков с 2022 года возглавляет Ирбитский молочный завод, станут обладателями акций. Тогда мы обсуждали развитие событий с бывшим директором предприятия, членом Общественной палаты Свердловской области Сергеем Суетиным. После окончания торгов мы вновь решили обратиться к нему, чтобы узнать его мнение.
– Сергей Васильевич, разговоры о возможной приватизации «Ирбитского молочного завода» ходили давно, но вот наконец торги состоялись. Насколько их итоги ожидаемы?
– После моего интервью в августе этого года по поводу приватизации, я понял, что мои откровения и боль за судьбу завода никому не нужны. Что произошло за этот короткий промежуток времени? Прошел первый этап приватизации. 49% акций продано фирме «СмартПроект». Причем никто публично не говорит, как он прошел, сколько было желающих принять участие в нем, почему их не допустили и почему цена продажи такая низкая.
– Недавно в СМИ появилась информация о том, что приватизация может получить продолжение. Кроме того, нынешний директор Григорий Бачериков публично начал обвинять вас в просчетах и ошибках. Как вы оцениваете данную публикацию?
– Я полагаю, что первый этап еще не закончен, но уже началась подготовка ко второму. Как можно объяснить людям, что нужно быстрее приватизировать оставшийся 51% акций? Нужно всем рассказывать, что пришли «великие экономисты», а те кто раньше работал, только создавали проблемы и убытки. И, конечно, молчали, не рассказывая народу правду. Именно так я расцениваю публикацию, о которой вы говорите. Это напоминание мне, чтобы я сидел и молчал! Я действительно больше нигде не высказывался на этот счет, но меня постоянно провоцируют.
– То есть были недовольные вашим прошлым интервью?
– Да, настолько им (людям, стоящим за решением о приватизации. – Прим.) не понравилось мое мнение, что собрали на меня «компромат» за все 40 лет моей трудовой деятельности и сейчас порциями его выдают. Я не собираюсь остаток жизни посвящать борьбе с ветряными мельницами. Понимаю, кто стоит на другой стороне. Но и поступиться принципами, подстроиться под «сложившуюся ситуацию», как делают многие, я не могу. Я свое мнение высказал и от него не отступлюсь!
– Вам припомнили в том числе, что вы якобы завозили молоко из Татарстана…
– По существу этих как бы вопросов, еще раз хочу напомнить, что по Татарстану я уже давал пояснения в 2018 году. Если кому интересно, почитайте!
– Вторая претензия – строительство линии по производству сухого молока в селе Байкалово, которую нынешний директор считает убыточной и требующей инвестиций.
– Ну это же бессмыслица! По-другому не могу это комментировать! Даже в полемику вступать не буду. Если у директора есть доказательства убыточности данного подразделения, то я готов доказывать обратное. Предлагаю собрать пресс-конференцию и определить правду. Ведь своим заявлением директор обвиняет не только меня, но и собственника, то есть правительство Свердловской области, так как инвестиционные программы утверждаются советом директоров. Интересно, что они скажут на этот счет? Да, по объективным причинам цена на сухой обрат упала, но в 2021 году она была 250 рублей за килограмм. Работать надо, и тогда все получится, а не вопросы задавать.
– А мнение других представителей молочной отрасли вы не спрашивали?
– Когда мы открывали производство 2018 году, то по оценке нескольких транснациональных компаний, это была лучшая «сушка» в России. По сей день туда ездят на экскурсии представители крупнейших предприятий отрасти. А теперь пришел «великий специалист» и заявил о проблемах. Хорошо, раз вы говорите, что она убыточна, выставляйте ее на продажу. По тем ценам, по которым ранее оценили 49% акций. И у вас ее оторвут с руками! И вообще хочу сказать, что Ирбитский молочный завод – лучшее предприятие отрасли, и то, чего он добился, никто добиться не сможет в ближайшие два – три года.
– Какие основные критерии оценки работы предприятия?
– Взглянем на эти две таблицы. Динамика выручки без НДС за 2012 – 2021 годы и динамика прибыли без НДС за тот же период. И это при том, что прибыль могла быть больше, но задача по ее увеличению не была в приоритете. Когда я уходил первого июля 2022 года, я передал предприятие с 200 млн рублями прибыли и 500 тоннами остатков масла. Это около 300 млн рублей. И средняя заработная плата составляла 59 тысяч рублей. Я передал не просто предприятие, а конфетку в золотой обертке. У вас есть все возможности показать результат не на словах о светлом будущем и об очередных инвестициях, а здесь и сейчас. Прошел год, а результата нет.
– Почему вы столь скептично оцениваете работу предприятия за последнее время?
– Через месяц исполнится год, как завод возглавил Григорий Бачериков. За первый год моей работы предприятие увеличило выручку на 27%. За второй год еще на 47%. Спросите, какие результаты у Ирбитского молочного завода сегодня? Мне задает вопросы человек, который сам еще ничего не показал! Тройку можно поставить только за проведенный первый этап приватизации.
– Как вы оцениваете работу Ирбитского молочного завода сегодня?
– В этом году завод снизил цены на закупаемое сырье на 25 – 30%. То есть поставил производителей молока практически на колени. Объемы реализации продукции не выше объемов 2022 года. Вместе с тем завод провалил программу по реализации мороженого (несмотря на жаркое лето) и, что самое главное, оставил свердловчан без масла. В итоге в ноябре для реализации масла нет, а директор принимает решение покупать его на другом предприятии и продавать под брендом Ирбита. Теперь они лихорадочно ищут поставщиков по всей России. Вот вам и отличие госпредприятия от частного. Вот вам отношение к жителям Свердловской области, к селянам. Это не только убытки, это вредительство. Как после этого смотреть в глаза председателям колхозов?
– В последние два года Законодательное собрание довольно регулярно рассматривает вопросы по приватизации госпредприятий. Результат всегда один…
– Да, я хотел бы сказать несколько слов в отношении депутатов. Фракция коммунистов голосовала против приватизации Ирбитского молочного завода, но в то же время их представитель (Григорий Бачериков входит во фракцию, в голосовании не участвовал – Прим.) активно занимается приватизацией. На мой взгляд, нужная полная ясность, «кто за «красных», кто за «белых».
– А как вы оцениваете работу комитета ЗССО по аграрной политике и земельным отношениям? Ведь там немало людей, которые в курсе реальных дел в АПК.
– В комитете, на мой взгляд, полная кампанейщина. И речь не только о том, что вы соглашаетесь с приватизацией самых ценных объектов агрокомплекса Свердловской области. Вы делаете это без детального анализа. А если бы вы спросили своего же коллегу-депутата, почему зарплата падает, объемы не растут, цена на сырье резко снизилась, то больше было бы пользы от вашей работы. Я в первую очередь обращаюсь к Михаилу Николаевичу Копытову. И даже не как к руководителю комитета, а как к человеку, который всегда стоял на защите интересов селян.
– Что, на ваш взгляд, ждет оставшиеся государственные активы и в целом АПК?
– Я прекрасно понимаю, что приватизацию не остановить. Что они хотят приватизировать в Свердловское области самое лучшее: Ирбитский молочный завод, Рефтинскую птицефабрику, Богдановичский комбикормовый завод. И они этого добьются. Конечно, очень жаль, что в Свердловской области нет органа, который бы постоял за ее интересы, но я уверен, что жители оценят, кто есть кто. И второй очень важный вопрос: как процессы приватизации повлияют на работу агропромышленного комплекса Свердловской области?
МАКСИМ БОЙКОВ
«МК-Урал»



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений