Из истории ирбитской ярмарочной рекламы Живописец вывесок Иван Засухин

Из истории ирбитской ярмарочной рекламы Живописец вывесок Иван Засухин
30 июля 2021
Ярмарочный город Ирбит сто лет назад был известен всей России. Сюда, преследуя торговые интересы, съезжались представители всех известных фирм России, Европы и Азии. Зимой городские улицы были полны народа, пестрели яркими вывесками, театральными афишами. Громкие крики торговок и зазывал, которые расхваливали свой товар, слышались тут и там. Их деятельность полностью оправдывала значение слова «реклама», которое в переводе с латинского означает «выкрикивать». Продвижение товара в царской России велось не только усилиями зазывал, но и благодаря созданию рекламных вывесок.
Французский писатель Теофиль Готье, посетив Россию в середине XIX века, в своей книге писал: ««Нигде, может быть только еще в Берне, вывеска не выглядит так восхитительно, как здесь. Золотые буквы выводят свой рисунок на голубом фоне, выписываются на стеклах витрин, повторяются на каждой двери, не пропускают углов улиц, круглятся по аркам, тянутся вдоль карнизов, используют выступы подъездов, спускаются по лестницам подвалов, изыскивают все способы привлечь внимание прохожих. Возможно, вы не знаете русского языка… Но вот рядом вы видите перевод этих надписей на французский и немецкий языки. Вы еще не поняли? Тогда услужливая вывеска, прощая вам незнание этих трех языков, даже предполагая и тот случай, что вы вообще неграмотны, очень наглядно изображает те предметы, которые продаются в магазине». Эти строки, как нельзя лучше характеризовали внешний вид улиц нашего города времен зимней Ирбитской ярмарки.
Если взглянуть на старые почтовые карточки (открытки) с видами Ирбита начала ХХ века, то можно прийти к выводу, что щитовая реклама играла на Ирбитской ярмарке важнейшую роль. Она «бросалась» в глаза, обильно украшая стены, двери, простенки и витрины магазинов, тянулась растяжками над мостовыми и тротуарами. В витринах вывешивались пестрые рекламные литографии и фирменные плакаты. Эмалированные, жестяные и картонные, они рекламировали чай фирм ТД Братьев Агафуровых из Екатеринбурга и ирбитчанина Александра Степановича Стихина, швейные машины компании «Зингеръ» и разнообразные товары ирбитских купцов Ивана и Макара Бучельниковых. Владельцы меховых магазинов ставили в окна чучела зверей, вокруг которых раскладывали свой товар, а витрины и вывески мясных лавок, а также пекарен заполнялись объёмными муляжами колбас, кренделей и пирогов.
Со временем, повинуясь моде, главенствующую роль на улицах Ирбита стала играть реклама другого рода. На манер столичных магазинов, «благообразия во внешности вывесок» стали добиваться за счет ухода от натуралистических изображений к лаконичным, шрифтовым композициям. Это хорошо заметно на старых фотографиях. Вывески становятся яркими и четкими, в них преобладают крупные буквы, размещенные на локальном фоне. Подобная мода, несомненно, упрощала работу живописцам вывесок. Постепенно, на смену плоским намалеванным надписям приходят крупные объемные буквы из дерева и металла(цинка или “английской белой жести”) - уже на европейский манер. Их золотили или окрашивали в темный цвет. Как пишут специалисты, первоначально вывесочные изображения наносились на деревянную, покрытую левкасом основу или холст, а к концу XIX века их чаще всего делали на листах кровельного железа с деревянным “подрамком”. Редким явлением для Ирбита были вывески, состоящие из одних только металлических или деревянных букв, укрепленных непосредственно на каменную облицовку фасадов зданий (например, м-н «Пассаж» и «Ирбитское Казначейство»).
Все это ярмарочное великолепие создавалось руками профессиональных живописцев, печатников и маляров, многие из которых трудились в Ирбите. «Вывесные» мастера, как их называли в народе, часто были выходцами из деревень и разнообразных слоев городского населения. Кстати, само слово «вывеска» первоначально означало вывешивание товара над прилавком торговца или рабочим местом ремесленника.
К великому сожалению, имена первых ирбитских «рекламщиков» почти неизвестны. Согласно данных переписи 1918 года, в Ирбите насчитывалось 626 человек, занятых мастерством (по дереву, по металлу, сапожников, портных и прочих). Среди них были иконописцы, резчики по дереву, золотильных дел мастера и, конечно, специалисты по вывескам. Часто художники совмещали разные виды деятельности.
В фонде историко-этнографического музея Ирбита хранится ряд живописных произведений ирбитчанина Ивана Петровича Засухина. По данным из книги краеведа В.В. Добрынина («В поисках красоты и истины», г. Ирбит, 1999 год). Иван Засухин был художником–самоучкой, отличным пейзажистом. Часто писал религиозные картины для церкви, вывески для магазинов, лавок и пр. заведений города. Несомненно, обладая талантом колориста, а это видно по его работам, мастер был весьма востребован. Он мог легко справиться с разного рода живописной рекламой для фасадов магазинов, которая была популярна до конца XIX века. Более того, у него даже была своя фамильная печать, которую художник ставил на оборот произведений. Сохранились в музее и рисунки Ивана Засухина. Произведения и личные вещи живописца Ивана Засухина хранятся в собраниях музеев Екатеринбурга, Историко-этнографическом музее Ирбита и Кунгурском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Единственный известный нам живописец ярмарочных вывесок имел в Ирбите несколько учеников, среди которых учитель 1-й школы Георгий Петрович Мордяшов, ирбитские художники - Антонов, Флеров и Ильиных.
В этом году наш город отмечает свое 390-летие. Его обновленный архитектурный облик радует ирбитчан и путешественников. Возможно, когда-нибудь, исторические фасады зданий Ирбита украсят аутентичные вывески с ерами и ятями, создавая неповторимую атмосферу старины. Так было бы замечательно заглянуть в магазин «Готового платья» и подобрать для себя «Изделия для особых надобностей», а также пополнить запасы в заведении«Торговля русскими и иностранными винами. Имеются закуски».
Надежда Пластинина,
научный сотрудник Историко-этнографического музея



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений