Очерк канатно-веровечного промысла в Ирбитском округе

Очерк канатно-веровечного промысла в Ирбитском округе
23 февраля 2024
Одним из наиболее важных видов кустарных производств в округе, как по числу кустарных заведений, так и по экономическому значению, является канатно-веревочное производство.
Веревочное производство в бывшем Ирбитском уезде возникло в конце первой половины прошлого столетия (ХIХ века). Пионером этого промысла был крестьянин Нижегородской губернии Козьма Михайлов Феофанов, который изучив это дело на своей родине, применил свои знания на новом своем местожительстве в д. Осинцевой Скородумской волости.
Здесь он смастерил своими руками «Маховое колесо» и остальные принадлежности для изготовления «прядей» и на глазах местных жителей приступил к изготовлению веревок из чистого пенькового волокна, которое до того времени сбывалось на базарах и торжках приезжим скупщикам. Местное население до того времени довольствовалось обычными «лычагами» и «мочальными снастями»; пеньковые же снасти были достоянием только зажиточных жителей, которые покупали эти снасти во время Ирбитской ярмарки у приезжих торговцев.
Изготовленная Феофановым варовина нашла широкий сбыт прежде всего в ближайшем округе, а затем постепенно круг потребителей ее расширялся.
Большой спрос на пеньковые изделия заставил Феофанова увеличить свое производство, для каковой цели он пригласил со своей родины несколько мастеров и начал снабжать население уезда нужными веревками.
Быстрое распространение варовины и большой спрос на нее создали соревнователей, которые для обучения их этому промыслу переманили к себе привозных мастеров – прядильщиков.
Первыми такими предпринимателями были братья Пономаревы в д. Молоковой той же волости (Скородумской).
Здесь дело изготовления, благодаря капиталу, было поставлено более широко, но, вследствие большого предъявления спроса, требования не могли быть выполняемы, почему в этой же деревне крестьянином Андреем Молоковым открывается вторая мастерская с привлечением для работ так же вызванных прядильщиков из Нижегородской губернии.
Для удовлетворения запросов прядильщиков население начинает увеличивать площадь посева конопли; параллельно увеличивается и кадр прядильщиков. Размер заработка кустарям прядильщикам определялся от 70 к. до 1 р. 30 к.
Таким образом, создаются благоприятные условия для канатно-веревочного производства в бывшем Ирбитском уезде.
Прядильный промысел быстро был перенят крестьянами ближайших селений Белослудской волости, в которой в одном селе Чернорицком к довоенному периоду (к 1914 году) работало уже 120 станков; затем в Крутихинской волости имелось 88 станков: единоличные кустари появляются в волостях Зайковской, Стриганской, Шмаковской, Антоновской, Шогринской, Харловской, Чурманской, Нижне-Иленской и Красно-Слободской. Крупное же производство варовины было сосредоточено лишь в 3-х пунктах: д. Молоковой, с. Осинцевском и с. Скородумском той же волости, на которых выработка варовины производилась беспрерывно в течение круглого года. Остальные кустари занимались производством лишь в свободное от земледелия время, перерабатывая собственное волокно, или же работая на крупных заказчиков по 40-60 коп. с пуда волокна, в зависимости от ассортимента варовины.
Сбыт варовины в первые 20-30 лет ограничивался лишь пределами округа и Ирбитскою ярмаркою, на которой варовина продавалась сибирским и уральским купцам. Затем, постепенно, она имела сбыт в восточную Сибирь, Акмолинскую, Семиреченскую губернии, Туркестан и даже Хиву и Бухару.
В 1880-х годах был случай экспорта кустарем А.Г. Пономаревым в Англию, где канаты были выгодно проданы; в дальнейшем таких случаев экспорта не было вследствие медленного оборота капитала.
Сырой материал для выработки варовины исключительно местного происхождения.
Населением площадь посева конопли в довоенное время была доведена до 4000 дес[ятин] со сбором до 100.000 пуд[ов] пеньки; причем до 2/3 сбора перерабатывалось местными кустарями; остальная часть вывозилась за пределы уезда; причем главным конкурентом по скупке пеньки были Екатеринбургские фабриканты бр[атья] Макаровы, изготовлявшие на своей фабрике пожарные рукава и шпагат.
Привоз пеньки из-за пределов уезда производился лишь в 1901 году, вследствие полного неурожая в уезде, в количестве 3-х вагонов из Тамбовской губернии. Причем тамбовская пенька по качеству своему, по заключению прядильщиков, оказалась грубее здешней и волокна ее короче.
Независимо от изготовления варовины, благодаря наличности сырья, - в уезде возникают и другие виды производств, как-то: изготовление половых матов (с. Килачевское), приводных ремней (Килачевское, Ницинское, Галишева), рыболовных снастей: мережки, бредни, недотки, витили и неводы в пределах бывших волостей Ключевской, Ницинской и Голубковской, имевшие сбыт в восточную Сибирь и рыбопромышленникам Чердынского края.
Из очерка мы видим, что данное производство доставляло населению округа значительный подсобный заработок - и имело немаловажное значение в экономике хозяйства округа.
Ближайшая наша задача вновь восстановить данное производство, создав для него благоприятную обстановку и направив дело более организованным порядком, путем объединения имеющегося в наличности квалифицированного труда, в кооперативно-промысловые артели.
И. К.
Ирбитская газета «Бюллетень» от 9 сентября 1925 года.
И.В. Субботина, архивист



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений