7 апреля 2023
Сразу после Октябрьской революции 1917 года, в первые два месяца нахождения большевиков у власти, начала проводиться ожесточенная антирелигиозная политика. Большевики начали войну с Русской Православной Церковью. Борьба с ней была необходимым условием построения коммунистического общества. Новое общество с религией просто считалось немыслимым.
С 1919 года коммунистическая партия открыто говорила о необходимости «отмирания религиозных предрассудков». Сначала был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В 1918 – 1920 годы в стране развернулась кампания вскрытия мощей святых русской Церкви: было вскрыто 65 рак. В 1922 году вышел декрет об изъятии церковных ценностей, а православную церковь власти начали рассматривать как крупнейший очаг внутренней «контрреволюции». Инструкция НКВД от 1 октября 1929 года относила служителей культа к категории лишенцев (не имеющих избирательных прав).
В тридцатые годы церкви разрушали под лозунгами: «Борьба против религии – борьба за социализм!», «Попы помогают капиталу и мешают рабочему. Прочь с дороги!» и др.
Но в начале 1942 года митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия пригласили в Кремль. Его встретили Ворошилов и Сталин. Иосиф Виссарионович воскликнул: «Не вышло!» Алексий спросил: «Что не вышло?», на что Сталин ответил: «У нас не вышло ликвидировать церковь, а у церкви не вышло ликвидировать большевиков. Теперь нужно работать вместе, чтобы победить врага».
После их беседы, действительно, установились новые взаимоотношения церкви и государства. Духовенство перестали притеснять, а в церквах стали собирать деньги на оборону и читать проповеди, мобилизующие народ на борьбу с фашистами.
В 1945 году Алексий стал патриархом всея Руси, возможно, не без помощи Вождя народов.
После войны борьба с религией прекратилась, но еще не разрушенные здания храмов по-прежнему использовались под хозяйственные нужды (склады, мастерские, котельные и пр.) и постепенно приходили в упадок.
Тяжела судьба храмов на Ирбитской земле...
Одним из первых в Ирбите был разрушен Богоявленский кафедральный собор (построен в 1773 году), его имущество было национализировано, захоронения у стен храма уничтожены (часть надгробий была увезена к Свято-Троицкой церкви. На его месте построили школу, которая впоследствии стала больницей.
Снесли и две часовни: в центре гостиного двора – Иверской Божьей Матери; по улице Александровской (ныне Советской) – в память чудесного спасения Царской Семьи при крушении императорского поезда в Борках в 1889 году.
Воскресенская церковь использовалась под ТЭЦ, а в 1962 году была взорвана.
Сретенский храм (заложен в 1846 году) стал котельной завода автоприцепов, в ходе реконструкции которой в 1965 году производились взрывные работы на фундаменте церкви. (Газета «Восход» № 36).
В 2006 году здание возвращено православным, в настоящее время – на реконструкции.
Пантелеймоновская церковь (заложена в 1885 году) была действующей до 1962 года.
В 1963 году Исполком городского Совета решил перестроить бывшую церковь по улице Кирова и отдать ее под детский планетарий. Директор Дома пи¬онеров заключил договор с ремстройконторой Горкомхоза на переоборудование здания. Составили смету на 1 200 рублей. И строители приступили к де¬лу... Спустя два года приемная комиссия обнаружила, что многие работы были сделаны из рук вон плохо или вовсе не были завершены. Пока выясняли, кто виноват и как быть, Пантелеймоновская церковь была «стёрта» с лица земли.
Более милостива была судьба лишь к кладбищенской церкви...
Свято-Троицкий храм (заложен в 1835 году) остался единственным действующим на весь Ирбит и Ирбитский район на все годы советской власти.
До 1918 года Свято-Троицкий храм, являясь приписным, не имел собственного штата, и все службы и требы в нем отправляли священнослужители Богоявленского собора. С 1918 по 1930 год с храме служили священники, изгонявшиеся Советской властью из мест, где они жили и работали, и находившие временный приют в Ирбите, а также иногда священнослужители Богоявленского собора. И лишь с 1930 года в Свято-Троицком храме появился собственный штат.
А вот храмы Ирбитского района стали возрождаться уже после развала СССР.
Какова их история?
Постараемся найти и опубликовать информацию о них.
Е.Г. Алексеева,
научный сотрудник Ирбитского историко-этнографического музея
С 1919 года коммунистическая партия открыто говорила о необходимости «отмирания религиозных предрассудков». Сначала был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В 1918 – 1920 годы в стране развернулась кампания вскрытия мощей святых русской Церкви: было вскрыто 65 рак. В 1922 году вышел декрет об изъятии церковных ценностей, а православную церковь власти начали рассматривать как крупнейший очаг внутренней «контрреволюции». Инструкция НКВД от 1 октября 1929 года относила служителей культа к категории лишенцев (не имеющих избирательных прав).
В тридцатые годы церкви разрушали под лозунгами: «Борьба против религии – борьба за социализм!», «Попы помогают капиталу и мешают рабочему. Прочь с дороги!» и др.
Но в начале 1942 года митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия пригласили в Кремль. Его встретили Ворошилов и Сталин. Иосиф Виссарионович воскликнул: «Не вышло!» Алексий спросил: «Что не вышло?», на что Сталин ответил: «У нас не вышло ликвидировать церковь, а у церкви не вышло ликвидировать большевиков. Теперь нужно работать вместе, чтобы победить врага».
После их беседы, действительно, установились новые взаимоотношения церкви и государства. Духовенство перестали притеснять, а в церквах стали собирать деньги на оборону и читать проповеди, мобилизующие народ на борьбу с фашистами.
В 1945 году Алексий стал патриархом всея Руси, возможно, не без помощи Вождя народов.
После войны борьба с религией прекратилась, но еще не разрушенные здания храмов по-прежнему использовались под хозяйственные нужды (склады, мастерские, котельные и пр.) и постепенно приходили в упадок.
Тяжела судьба храмов на Ирбитской земле...
Одним из первых в Ирбите был разрушен Богоявленский кафедральный собор (построен в 1773 году), его имущество было национализировано, захоронения у стен храма уничтожены (часть надгробий была увезена к Свято-Троицкой церкви. На его месте построили школу, которая впоследствии стала больницей.
Снесли и две часовни: в центре гостиного двора – Иверской Божьей Матери; по улице Александровской (ныне Советской) – в память чудесного спасения Царской Семьи при крушении императорского поезда в Борках в 1889 году.
Воскресенская церковь использовалась под ТЭЦ, а в 1962 году была взорвана.
Сретенский храм (заложен в 1846 году) стал котельной завода автоприцепов, в ходе реконструкции которой в 1965 году производились взрывные работы на фундаменте церкви. (Газета «Восход» № 36).
В 2006 году здание возвращено православным, в настоящее время – на реконструкции.
Пантелеймоновская церковь (заложена в 1885 году) была действующей до 1962 года.
В 1963 году Исполком городского Совета решил перестроить бывшую церковь по улице Кирова и отдать ее под детский планетарий. Директор Дома пи¬онеров заключил договор с ремстройконторой Горкомхоза на переоборудование здания. Составили смету на 1 200 рублей. И строители приступили к де¬лу... Спустя два года приемная комиссия обнаружила, что многие работы были сделаны из рук вон плохо или вовсе не были завершены. Пока выясняли, кто виноват и как быть, Пантелеймоновская церковь была «стёрта» с лица земли.
Более милостива была судьба лишь к кладбищенской церкви...
Свято-Троицкий храм (заложен в 1835 году) остался единственным действующим на весь Ирбит и Ирбитский район на все годы советской власти.
До 1918 года Свято-Троицкий храм, являясь приписным, не имел собственного штата, и все службы и требы в нем отправляли священнослужители Богоявленского собора. С 1918 по 1930 год с храме служили священники, изгонявшиеся Советской властью из мест, где они жили и работали, и находившие временный приют в Ирбите, а также иногда священнослужители Богоявленского собора. И лишь с 1930 года в Свято-Троицком храме появился собственный штат.
А вот храмы Ирбитского района стали возрождаться уже после развала СССР.
Какова их история?
Постараемся найти и опубликовать информацию о них.
Е.Г. Алексеева,
научный сотрудник Ирбитского историко-этнографического музея