Малахитницы зеленые дары

Малахитницы зеленые дары
2 июня 2023
Основой новой выставки из фондов Музея истории камнерезного и ювелирного искусства стало авторское ювелирное искусство Урала. В то же время, представлены моно каменная пластика, флорентийская мозаика, насыпная картина, огранка, сувенирная продукция уральских предприятий XX века, минералогические образцы. Лейтмотив экспозиции - использование минералов зеленого цвета – самых распространенных среди самоцветов Урала – мастерами. Коллекция предметов из фондов музея позволяет увидеть широкую палитру зеленого в малахите, берилле, хризопразе, нефрите и др.
Лидером среди разнообразия камней, с которыми работали уральские камнерезы и ювелиры на протяжении двух веков, можно назвать малахит. Павел Бажов называл его «камнем небывалой радости и широкой силы». В 18 веке он считался «куриозом», так как редко встречались хорошие образцы среди медной руды, а малахит больше использовали для производства зеленой краски и получения меди. Малахитовая эпоха в русском искусстве наступила в 30-40 годы XIX века после открытия Меднорудянского месторождения (около Нижнего Тагила), когда на гранильных фабриках стали создавать крупные интерьерные изделия в технике «русская мозаика»: вазы, столешницы и др. На выставке представлено три вида малахита: уральский (шкатулка, русская мозаика), африканский (огранка «яйцо»), выращенный (парные вазы). Бажовская тема в работах уральских мастеров часто воплощается с использованием малахита, который сам воспринимается как «герой» уральских сказов. Камень может подсказать художнику образ, натолкнуть на интересную идею, эксперимент, а иногда и задает форму украшения. Наиболее значимые авторские работы уральских корифеев ювелирного искусства связаны с «зеленым золотом Урала».  Так у Народного художника Российской Федерации Леонида Федоровича Устьянцева (1930 - 2008) – это гарнитур «Огневушка-Поскакушка», у Заслуженного художника РФ Владислава Михайловича Храмцова (1932 - 2006) – браслет «Самородок», у Михаила Михайловича Лесика (род. 1938) – гривна «Тихая заводь».
Среди ювелирных камней изумруд - самый дорогой уральский самоцвет. Он является зеленой разновидностью берилла, был открыт на Урале в 1831 году. До сих пор ведется разработка уральских изумрудных копей, работает изумрудо-извлекательная фабрика в поселке им. Малышева. Про изумруды говорят, что «в сравнении с ними никакая вещь зеленее не зеленеет».
Это высказывание можно применить и к хризопразу, так называют зеленую разновидность халцедона. Как и изумруд хризопраз ценят именно за цвет. Образцы хризопраза могут варьироваться от легкого голубовато-зеленого до чистого сочно-зеленого цвета. Важную роль при оценке камня играет прозрачность. Камни высокой прозрачности просвечивают на толщину до 5 см. Одно из лучших месторождений хризопраза находится в Казахстане.
«Есть цена у золота, а нефрит бесценен» - гласит китайская поговорка.  Древнее название нефрита «топорный камень». Поскольку твердость этого камня в два раза больше чем у стали, из него делали прочные наконечники для стрел. В середине XIX в. впервые в России были найдены в Восточном Саяне валуны нефрита. Твердость, полупрозрачная текстура, глубокий цвет нефрита делают камень привлекательным как для камнерезов, так и для ювелиров. С нефритом активно работают мастера Иркутской области и Забайкальского края (миниатюра «Нефритовый лягушонок», Никонов Ю. А.).
Травянисто-зеленые хромдиопсиды называют сибирскими изумрудами. Богатое месторождение этого ювелирного камня расположено в Якутии. Глубина и прозрачность хромдиопсида напоминают зеленый берилл, однако он слишком хрупок и капризен в обработке.
Уваровит - гранат изумрудно-зеленого цвета, найденный впервые на Урале в 1830 году на Сарановском хромитовом месторождении. Камень образует щетки и скопления кристаллов, размеры которых не более 3 мм. Для огранки этого недостаточно, поэтому в ювелирных украшениях используют вставки с кристаллами прямо в породе.
Поделочные камни замечательны не только цветом, но и интересным рисунком, включениями. К ним относят офиокальцит — камень с характерным желтовато-зеленым цветом, полосчатой текстурой. Слово «офит» по-гречески значит «змея».  В качестве облицовочного материала его использовался еще в Древнем Риме и Византии. До середины XIX столетия самоцвет именовали «известковым шпатом».
Еще один змеиный камень - серпентенит или змеевик. Он чрезвычайно распространен и образует целые горы. В России змеевик получил популярность после открытия в XVIII веке на Урале обширных залежей. Окраска и рисунок камня напоминают расцветку змеи – основной тон зеленый, но это не изумрудная зелень малахита, а приглушенно-оливковый или яркий желто-зеленый оттенки.
Амазонит не зеленый и не голубой, его цвет, свежий и прохладный, близок к цвету морской волны, а на зеленовато-голубом фоне белые прожилки образуют прихотливый рисунок. С момента открытия в Ильменских горах на Урале в XVIII веке он стал довольно востребованным поделочным камнем. Амазонит «участвовал» и в создании гигантской карты СССР в 1937 г., сделанной из поделочных и драгоценных камней в технике флорентийской мозаики. Но все же это камень, еще не до конца оцененный мастерами.
Яшма – поделочный камень удивительно разнообразный по цветовым сочетаниям и рисункам, трудно как-то классифицировать все его разновидности.  Наиболее известная строгая серо-зеленая калканская яшма практически не имеет рисунка. Из этого камня на Екатеринбургской гранильной фабрике в XIX веке были выполнены уникальные резные интерьерные вазы по заказу императорского двора.
Это лишь малая часть зеленых минералов и горных пород, существующих в природе. Но каждый из них занял свое неповторимое место в истории ювелирного искусства и камнерезного дела Урала.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений