9 декабря 2022
В Ирбитском государственном музее изобразительных искусств (г. Ирбит, ул. Елизарьевых, 28В) открыла работу выставка живописи и графики художника Владимира Аникина «РазноЦВЕТие», посвященная 75-летию художника.
На выставке экспонируются работы из собственной коллекции Ирбитского ГМИИ, из собрания Ирбитского историко-этнографического музея, из мастерской художника, из частных коллекций и учреждений города.
Открывает выставку живописный раздел из работ 1970-2000-х годов. Творчество семидесятых представлено жанровыми композициями («Семья. Перекур», «Женщина с бельем», «Утро на кухне», «К весне. Лошадка») и натюрмортами («Посидели», «Солнечное настроение»), которые отличает искренний интерес художника ко всему, что его окружает, – обыденным сюжетам, образам простых людей, незамысловатым деталям и предметам. И еще они отмечены желанием наполнить пространство светом и настроением тихой радости.
Значительное место в пейзажной живописи Владимира Аникина занимает тема родного города, которая развивается в его творчестве последующих десятилетий. На выставке виды Ирбита, созданные как в контексте истории города, его основания, становления и развития, появления здесь храмов и связанных с Ирбитской ярмаркой архитектурных сооружений («Начало. Ирбитский острог в XVII веке», «Старина. Ирбитская ярмарка», «Вечерний звон. Богоявленский собор в Ирбите. XIX век», «Открытие Ирбитской ярмарки. Молебен у часовни Иверской Богоматери в Гостином дворе. XIX век», «Сентябрьские звоны»), так и пейзажи Ирбита современного («Майское солнце», «Пассаж»)
Тема города стала главной и в акварельных пейзажах Владимира Аникина. В ряде работ разных лет он запечатлел моменты из современной будничной жизни архитектурных памятников Ирбита – здания художественной школы, бывшего дома купца И.А. Кондырева с барочными и вятскими мотивами фасада, бывшего магазина купца Ф.И. Колмакова с элементами модерна... Привлекает его и облик ирбитских дворов и переулков, зачастую увиденных через призму поэтического любования самыми непритязательными мотивами («Солнечное утро», «Зимний двор», «В старом гостином дворе Ирбита», «Уходящее»).
Немало акварельных листов выполнено художником в поездках по живописным местам многих регионов России, в том числе Башкирии, где он трижды становился участником пленэров, а вскоре организовал и собственный успешный проект - межрегиональный летний «Ирбитский пленэр».
К истории Ирбита художник обращался и в книжной графике, проиллюстрировав ряд изданий краеведческого и исторического содержания – книги Я. Л. Герштейна и А. И. Смирных «Ирбит», краеведческие очерки Я. Л. Герштейна из изданий «Край наш Ирбитский» и «Город на Нице». На выставке также обложка и шмуцтитулы для сборника стихов ирбитского поэта Валерия Дергачева «В Ирбите ярмарка».
В технике линогравюры Владимир Аникин создает две серии, посвященные архитектуре Ирбита. В «Утраченных памятниках архитектуры» он «восстанавливает» облик зданий и воссоздает атмосферу 19 века, дополнив композиции фигурками людей и небольшими сюжетными сценками. Серия «Мой старый город» - это посвящение архитектуре, которая и ныне является украшением и гордостью города.
В детстве Владимир Константинович мечтал стать архитектором, но судьба сложилась иначе. Тем не менее, архитектура на всю жизнь осталась для него одним из самых серьезных увлечений, которое он реализует по-разному, в том числе через рисунки-реконструкции памятников архитектуры Ирбита 19 века для своей книги-альбома «Ирбит торговый», через проекты-предложения по реконструкции и оформлению архитектурных сооружений. Эта сфера графического творчества художника достаточно полно представлена на выставке.
На выставке также несколько образцов сувенирной продукции, реализованной в материале по эскизам Владимира Аникина к 350-летнему юбилею Ирбита.
Из любви к архитектуре родились его достижения еще в одной области творческой деятельности – работе по исследованию архитектурного наследия Ирбита. При подготовке выставки мы сочли необходимым представить и эту сторону его деятельности, включив в экспозицию издания разных лет: сборники и журналы с авторскими статьями разных изданий и книги-альбомы, вышедшие в издательстве «Банк культурной информации».
На выставке экспонируются работы из собственной коллекции Ирбитского ГМИИ, из собрания Ирбитского историко-этнографического музея, из мастерской художника, из частных коллекций и учреждений города.
Открывает выставку живописный раздел из работ 1970-2000-х годов. Творчество семидесятых представлено жанровыми композициями («Семья. Перекур», «Женщина с бельем», «Утро на кухне», «К весне. Лошадка») и натюрмортами («Посидели», «Солнечное настроение»), которые отличает искренний интерес художника ко всему, что его окружает, – обыденным сюжетам, образам простых людей, незамысловатым деталям и предметам. И еще они отмечены желанием наполнить пространство светом и настроением тихой радости.
Значительное место в пейзажной живописи Владимира Аникина занимает тема родного города, которая развивается в его творчестве последующих десятилетий. На выставке виды Ирбита, созданные как в контексте истории города, его основания, становления и развития, появления здесь храмов и связанных с Ирбитской ярмаркой архитектурных сооружений («Начало. Ирбитский острог в XVII веке», «Старина. Ирбитская ярмарка», «Вечерний звон. Богоявленский собор в Ирбите. XIX век», «Открытие Ирбитской ярмарки. Молебен у часовни Иверской Богоматери в Гостином дворе. XIX век», «Сентябрьские звоны»), так и пейзажи Ирбита современного («Майское солнце», «Пассаж»)
Тема города стала главной и в акварельных пейзажах Владимира Аникина. В ряде работ разных лет он запечатлел моменты из современной будничной жизни архитектурных памятников Ирбита – здания художественной школы, бывшего дома купца И.А. Кондырева с барочными и вятскими мотивами фасада, бывшего магазина купца Ф.И. Колмакова с элементами модерна... Привлекает его и облик ирбитских дворов и переулков, зачастую увиденных через призму поэтического любования самыми непритязательными мотивами («Солнечное утро», «Зимний двор», «В старом гостином дворе Ирбита», «Уходящее»).
Немало акварельных листов выполнено художником в поездках по живописным местам многих регионов России, в том числе Башкирии, где он трижды становился участником пленэров, а вскоре организовал и собственный успешный проект - межрегиональный летний «Ирбитский пленэр».
К истории Ирбита художник обращался и в книжной графике, проиллюстрировав ряд изданий краеведческого и исторического содержания – книги Я. Л. Герштейна и А. И. Смирных «Ирбит», краеведческие очерки Я. Л. Герштейна из изданий «Край наш Ирбитский» и «Город на Нице». На выставке также обложка и шмуцтитулы для сборника стихов ирбитского поэта Валерия Дергачева «В Ирбите ярмарка».
В технике линогравюры Владимир Аникин создает две серии, посвященные архитектуре Ирбита. В «Утраченных памятниках архитектуры» он «восстанавливает» облик зданий и воссоздает атмосферу 19 века, дополнив композиции фигурками людей и небольшими сюжетными сценками. Серия «Мой старый город» - это посвящение архитектуре, которая и ныне является украшением и гордостью города.
В детстве Владимир Константинович мечтал стать архитектором, но судьба сложилась иначе. Тем не менее, архитектура на всю жизнь осталась для него одним из самых серьезных увлечений, которое он реализует по-разному, в том числе через рисунки-реконструкции памятников архитектуры Ирбита 19 века для своей книги-альбома «Ирбит торговый», через проекты-предложения по реконструкции и оформлению архитектурных сооружений. Эта сфера графического творчества художника достаточно полно представлена на выставке.
На выставке также несколько образцов сувенирной продукции, реализованной в материале по эскизам Владимира Аникина к 350-летнему юбилею Ирбита.
Из любви к архитектуре родились его достижения еще в одной области творческой деятельности – работе по исследованию архитектурного наследия Ирбита. При подготовке выставки мы сочли необходимым представить и эту сторону его деятельности, включив в экспозицию издания разных лет: сборники и журналы с авторскими статьями разных изданий и книги-альбомы, вышедшие в издательстве «Банк культурной информации».