В Ирбите началась новая жизнь Михаила Гардубея

В Ирбите началась новая жизнь Михаила Гардубея
16 сентября 2022
Когда экс-губернатор Югры Александр Филипенко распорядился построить для заслуженного художника России Геннадия Райшева галерею-мастерскую, в этом не виделось ничего удивительного. Геннадий Степанович был уроженцем округа и жителем Ханты-Мансийска. Когда в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств решили устроить мемориальную мастерскую тюменского мастера, тоже заслуженного художника Михаила Гардубея, недавно ушедшего из жизни, это вызвало культурный шок. Ирбит к Гардубею каким боком?
Влюбились и сделали великое дело
Михаил Михайлович родился в Закарпатье. В 1967 году приехал в Тюмень и остался здесь навсегда. Прикипел к городу, с любовью писал его старые улочки и дома, воспитал целую плеяду учеников, многие из которых тоже стали мастерами. В Ирбите Гардубей никогда не был, пока судьба не свела его с Виктором Шевченко, заведующим реставрационно-дизайнерской мастерской местного музея. У обоих сразу возникло ощущение родства душ, будто они давно друг друга знали. Не раздумывая, договорились о проведении персональной выставки Михаила Михайловича в ГМИИ. И провели!
Ирбитчане немедленно влюбились в его творчество, исполненное артистизма и художественной смелости, светлой радости и лирической грусти. И сам Гардубей был восхищён музеем, городом, зрителем. Строил планы с Виктором Евгеньевичем в ближайшем будущем провести ещё одну выставку, познакомив жителей Ирбита с другими тюменскими художниками. Но в феврале из Тюмени пришла печальная весть.
От задумки не отказались, нет. Не таковы ирбитские музейщики. Просто на первый план вышла другая — увековечить память Михаила Гардубея, которого они без колебаний поставили в один ряд с самыми выдающимися художниками Урала. Задумали устроить его мастерскую, сговорились с искусствоведами Тюмени, добились взаимопонимания с сыном художника Сергеем Михайловичем. И сделали! Это-то и вызвало потрясение у коллег Гардубея. Да, в Тюмени провели две его выставки: одну — ярмарку-продажу в драмтеатре, другую — масштабную, довольно полно представляющую разные периоды творчества мастера, — в Музейном комплексе им. Словцова.
— Несмотря на столь короткое знакомство с Михаилом Гардубеем, я понял, насколько велик масштаб этого человека и художника. И мне было обидно, что в Ирбите ничего не останется, кроме того, что он подарил нашему музею по окончании выставки, — поделился Виктор Шевченко. — Тогда-то и родилась идея сделать мастерскую. Огромное спасибо всем, кто помог реализовать этот проект. Сыну мастера, который согласился пойти на эту авантюру, представив личные вещи художника, чтобы мастерская заиграла по-настоящему. Искусствоведу из Тюменского института культуры Ирине Яблоковой — она сканировала работы художника и систематизировала их по годам и темам. Получилось четыре папки наследия. Это что-то глобальное!
Вообще, здесь есть что посмотреть. Пусть помещение камерное, но в нём очень гармонично разместились все предметы, которые окружали художника в его тюменской мастерской: уютное кресло, диванчик и чайный столик с чашками, мольберт и палитра, бутылочки и кисти. На стенах размещены полотна художника. Ирбитский музей приобрёл свыше 20 полотен Гардубея. На последней выставке-продаже закупили ещё четыре работы. Одна из них — «Легенда» — уже украшает мастерскую. Три ещё в пути. Если ко всему этому прибавить дары самого Михаила Михайловича и его сына, то на сегодняшний день в Ирбите свыше 35 картин тюменского художника. На открытии мастерской Сергей Гардубей преподнёс музейщикам поистине драгоценный подарок — работу из серии «Старая Тюмень» — «Дом на улице Герцена», созданную в фирменной гардубеевской технике.
— У нас не было ни одной картины из этой серии, — всплеснул руками Шевченко.
Между тем она, эта серия, насчитывающая около сотни «старых Тюменей», является одной из знаковых и поэтических в творчестве Михаила Михайловича. По ней художника узнают даже неискушённые зрители. Эти завораживающие тоном, цветом и фактурой полотна предназначены для неспешного созерцания и любования каждой деталью.
Геннадий Вершинин, преподаватель ТГИК, кандидат искусствоведения, профессор, в связи с этим рассказал одну историю:
— На юбилей ректору УралГАХА Александру Старикову Миша подарил картину из серии «Старая Тюмень». Сан Саныч взял работу и стал ходить по кругу, демонстрируя её каждому: «Посмотрите, вот он — настоящий живой город со своим лицом. Какая красота! Но это чудо обречено, из него сделают средний пластмассовый город!» К счастью для нас, живая Тюмень останется в полотнах Гардубея.
— Миша был тронут приёмом, который ему оказали в Ирбите, — добавил Геннадий Васильевич. — Он в последнее время только и думал о вашем городе и связанных с ним планами. А сейчас вы просто великое дело сделали. Я думаю, Михаил Михайлович был бы счастлив.
— Не зря папа говорил, что в Ирбитском музее работают очень ответственные люди, — заметил Сергей Гардубей. — У вас слово с делом не расходится. Честно говоря, я потрясён! Мой отец не имел никакого отношения к Ирбиту. Но здесь его высоко оценили. За несколько месяцев создали мастерскую. В Тюмени до такого не додумались…
Сергей Михайлович сделал ещё один подарок музею — резную деревянную маску «Поющий гуцул», работы Антона Лендела, друга его отца. Ольга Еленец, сноха художника Гидонаса Барилкиса, с которым Гардубей и дружил, и соседствовал, также обещала преподнести что-нибудь в дар из отцовской коллекции. Так что собрание мастерской будет пополняться. А это значит, что гардубеевская аура в мастерской, картины художника и сам он будут жить.
Ирбитские музейщики планируют открыть ещё и экспозиционный зал Михаила Гардубея в Музее уральского искусства, а также провести выставку молодых художников Тюмени, показав работы из фондов Тюменского института культуры, где работал мастер. Место для реализации всех задумок у них есть.
Генеральный директор музея ИЗО Сергей Мурзин признался, что сотрудники ГМИИ всегда больше тяготели к своему областному центру, с которым их связывает территориальная и административная принадлежность.
— Но, посмотрите, Ирбит находится как раз посередине между Тюменью и Екатеринбургом. А теперь у нас открылось уникальное творческое пространство, в котором будет жить дух Михаила Гардубея. Так что мы будем активно сотрудничать с Тюменью. Думаю, нашим посетителям это направление очень понравится, — заметил он.
«Тюменские известия»



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений