Пономарёв Николай Петрович, священнослужитель

Пономарёв  Николай Петрович, священнослужитель
Николай Петрович Пономарёв родился в 1854 году.  Окончил народное училище. В 1885 году получил место   псаломщика в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда. 18 сентября 1902 года переведён к церкви во имя Святителя Николая Чудотворца села Шогрышского  этого же уезда, в котором и провёл всю оставшуюся жизнь.
Упоминания о селе Шогрышском на реке Бобровке встречаются в документах с первой половины XVII века, и именовалось Согрышской деревней. Наименование поселения произошло от слова «согра» - «болото», потому как деревня окружена была болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья. Однако, люди продолжали здесь жить, строиться, рядом река Бобровка (левый приток реки Ирбит).  Сейчас это село Шогринское на территории Артёмовского района.  
Каменный трёхпрестольный храм во имя Святителя Николая и приделами в честь Казанской Иконы Божией Матери и Мучеников Флора и Лавра  построен в селе в 1831 году на средства прихожан, как говорили в те времена – тщанием прихожан. До города Ирбита 75 верст, до Екатеринбурга – 150 верст. В храме служил один священник, один дьякон, один псаломщик. К приходу этого храма приписаны жители деревень Нилимова в 2 верстах с Крестовоздвиженской часовней,  Хайдук в 5 верстах и Сарафанная в 7 верстах с часовней во имя Петра и Павла. На 1908  год в селе работала земская школа на 129 учащихся, в деревне Налимовой – церковно-приходская на 24 ученика, в Сарафанной  - школа грамотности на 27 учеников, в деревне Хайдук – земская школа на 22 ученика. Православных прихожан   на всю округу – 2208 человек, раскольников – 2212 человек.
Жители Шогрышского в основном земледельцы, но, как докладывала Ирбитская уездная земская управа в своём докладе о благосостоянии уезда  Первому очередному Ирбитскому уездному земскому собранию в 1870 году, «при ведении хлебопашества и скотоводства без улучшений благосостояние их вообще посредственное. Ремесленной и фабричной промышленности не существует. Крестьяне в свободное от хлебопашества время» заняты рубкой дров   на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот, некоторые «мясничеством».
Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарёва.   Жили семьи священно -  и  церковнослужителей в двух домах при церкви. В августе 1916 года псаломщик Николай удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте – в селе Шогрышском. К тому времени ему уже было 62 года. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими  духовными переживаниями. Но продолжиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.
Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские Советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести одна за другой  доходили до отца Николая: в последних числах февраля арестован и заключён в тюрьму священник  близлежащего села Белослудского Николай Андреевич Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Иоанна Михайловича Ряпасова.
Летом 1918 года  Урал оказался  в районе боевых действий. В Ирбитском уезде  введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому: в начале июля  началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась всё более напряжённой, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском   зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском - отец  Николай Удинцев, в селе Покровском – отец Платон Горных с двумя прихожанами, священника села Сарафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.
Страшная участь постигла и отца Николая Пономарёва. 28 июля (10 августа) в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре, после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 28 июля (10 августа) до прихода белогвардейских частей 8 (21) сентября. В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: разорён Никольский храм – разбиты кружки, унесены деньги и ковёр; ограблена квартира священника. Серебряную дароносицу из храма (позднее) один из красноармейцев использовал для хранения табака.
В первых числах ноября духовенство города Ирбита организовало «Вечер скорби», на котором присутствовал епископ Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский). Зал в здании городской думы был переполнен. Священник села Сарафанного отец Флорентий Троицкий рассказал о зверствах большевиков в Ирбитском уезде, о том, что сам он пережил и чему был свидетелем. Присутствовавшие услышали, какому разорению подверглись десятки сёл и деревень. Так, в сёлах Антоновском и Бичурском осквернены храмы, похищены антиминсы и священнические облачения. В селе Покровском храм наполовину разрушен, престол перевёрнут, из воздухов красноармейцы сшили себе кисеты для табака. На престоле они играли в карты. В храм «товарищи» въехали на лошадях, а Христорождественский храм села Ирбитские Вершины Камышловского уезда  превращён в конюшню.  В августе – сентябре 1918 года в тех краях  убито ещё несколько священнослужителей… Как писали в газете «Зауральский край», «сообщение отца Флорентия  произвело гнетущее впечатление»  на присутствовавших.
После выступления отца Флорентия церковными хорами Богоявленского собора и Сретенской церкви было исполнено несколько духовных песнопений, после чего владыка Григорий (Яцковский) произнёс небольшую речь, в которой отметил, между прочим, что ответом со стороны духовенства на все зверства большевиков будет лишь одно – молитва: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят».
В конце 1918 - начале 1919 года имя отца Николая Пономарёва включено в «Список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно-  и церковнослужителей», который составлен  с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.
В 2002 году диакон Николай прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

краевед  Д.С. Степанова
09.02.2012    



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений