Романовская Анна Яковлевна родилась 18 июля (30 июля по новому стилю) 1843 года в Самаре в семье актёров. Настоящая её фамилия — Воденова. Романовские — сценический псевдоним родителей (Я. А. Романовский и М. Ф. Романовская), игравших в труппе П. А. Соколова в Казани, Самаре и Екатеринбурге.
Девочка росла за кулисами театральной жизни отца и матери. В 15 лет она сыграла свою первую роль — крестьянскую девушку Палашу в водевиле А. Ленского «Простушка и воспитанная» — в Екатеринбурге, в антрепризе В. В. Головинского. Вскоре молодая актриса обратила на себя внимание зрителей и критики и через пять лет она стала ведущей актрисой труппы, где сыграла многие роли классического репертуара (в пьесах Шекспира, Шиллера, Гюго, Грибоедова). Работая в Екатеринбурге, иногда вместе с труппой выезжая на гастроли Ирбит.
Романовская была роковой женщиной на сцене и в жизни. В “Ирбитском ярмарочном листке» за 1869 год описывается любопытный случай, происшедший с А. Я. Романовской. “10 февраля в час по полудни, во время происходящего в театре представления, потомственный дворянин Григорий Петров — Калустов, 22 лет от роду, выстрелом из револьвера ранил пулею находившуюся на сцене Анну Яковлевну Романовскую. О причинах, побудивших Калустова совершить преступление, он в данных ответах судебному следователю сказал следующее: “Выстрелил в Романовскую из револьвера с ранее обдуманным намерением. Причину, побудившую меня совершить покушение на жизнь госпожи Романовской, объяснять не желаю”. По заверению врача, жизнь артистки Романовской не представляет опасности”. Это же событие писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк вставил в качестве эпизода в роман «Приваловские миллионы» — там представитель «золотой молодёжи» Виктор Бахарев стреляет из зрительного зала в актрису Катеньку Колпакову.
Её антрепренёром в Екатеринбурге был А. Д. Херувимов, в прошлом — художник, выпускник Петербургской Академии художеств. Романовская сошлась с ним и стала его гражданской женой. В 1875 году они покинули Урал и жили в Казани до 1985 года. Уже имея известность на Урале, актриса была узнаваема в Казани и пользовалась особенным благоволением университетской молодежи. В 1875—1880 годах она работала в Саратове, в труппе антрепренёра П. М. Медведева. Здесь её партнёрами были известные русские провинциальные актёры — В. Н. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский и другие. В её работах чувствовалась обдуманность характера изображаемых персонажей, её сравнивали с Г. Н. Федотовой и П. А. Стрепетовой, которые тоже работали в Саратове. В этом городе Романовскую тоже обожали студенты и даже прозвали её «саратовской богородицей».
С осени 1885 года А. Я. Романовская выступала на сцене харьковского театра в труппе Товарищества драматических артистов под управлением В. Н. Андреева-Бурлака и Н. И. Новикова. В 1896 году она перебралась в Московский театр Корша, гастролируя с его труппой в провинции. На зимний период 1887—1888 годов актриса вновь вернулась в Харьков, присоединившись к Товариществу артистов под управлением М. М. Бородая. Летний сезон 1888 года отработала в Саратове. А затем вновь вернулась в Москву в театр Корша, где играла по 1909 год, торжественно отметив в этом же году 50-летие своей сценической деятельности, выйдя на сцену в комедии «В царстве скуки».
Умерла 17 апреля (30 апреля по новому стилю) 1916 года в Москве в своём домике на Большой Царицынской улице (ныне Большая Пироговская).
Девочка росла за кулисами театральной жизни отца и матери. В 15 лет она сыграла свою первую роль — крестьянскую девушку Палашу в водевиле А. Ленского «Простушка и воспитанная» — в Екатеринбурге, в антрепризе В. В. Головинского. Вскоре молодая актриса обратила на себя внимание зрителей и критики и через пять лет она стала ведущей актрисой труппы, где сыграла многие роли классического репертуара (в пьесах Шекспира, Шиллера, Гюго, Грибоедова). Работая в Екатеринбурге, иногда вместе с труппой выезжая на гастроли Ирбит.
Романовская была роковой женщиной на сцене и в жизни. В “Ирбитском ярмарочном листке» за 1869 год описывается любопытный случай, происшедший с А. Я. Романовской. “10 февраля в час по полудни, во время происходящего в театре представления, потомственный дворянин Григорий Петров — Калустов, 22 лет от роду, выстрелом из револьвера ранил пулею находившуюся на сцене Анну Яковлевну Романовскую. О причинах, побудивших Калустова совершить преступление, он в данных ответах судебному следователю сказал следующее: “Выстрелил в Романовскую из револьвера с ранее обдуманным намерением. Причину, побудившую меня совершить покушение на жизнь госпожи Романовской, объяснять не желаю”. По заверению врача, жизнь артистки Романовской не представляет опасности”. Это же событие писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк вставил в качестве эпизода в роман «Приваловские миллионы» — там представитель «золотой молодёжи» Виктор Бахарев стреляет из зрительного зала в актрису Катеньку Колпакову.
Её антрепренёром в Екатеринбурге был А. Д. Херувимов, в прошлом — художник, выпускник Петербургской Академии художеств. Романовская сошлась с ним и стала его гражданской женой. В 1875 году они покинули Урал и жили в Казани до 1985 года. Уже имея известность на Урале, актриса была узнаваема в Казани и пользовалась особенным благоволением университетской молодежи. В 1875—1880 годах она работала в Саратове, в труппе антрепренёра П. М. Медведева. Здесь её партнёрами были известные русские провинциальные актёры — В. Н. Андреев-Бурлак, М. Т. Иванов-Козельский и другие. В её работах чувствовалась обдуманность характера изображаемых персонажей, её сравнивали с Г. Н. Федотовой и П. А. Стрепетовой, которые тоже работали в Саратове. В этом городе Романовскую тоже обожали студенты и даже прозвали её «саратовской богородицей».
С осени 1885 года А. Я. Романовская выступала на сцене харьковского театра в труппе Товарищества драматических артистов под управлением В. Н. Андреева-Бурлака и Н. И. Новикова. В 1896 году она перебралась в Московский театр Корша, гастролируя с его труппой в провинции. На зимний период 1887—1888 годов актриса вновь вернулась в Харьков, присоединившись к Товариществу артистов под управлением М. М. Бородая. Летний сезон 1888 года отработала в Саратове. А затем вновь вернулась в Москву в театр Корша, где играла по 1909 год, торжественно отметив в этом же году 50-летие своей сценической деятельности, выйдя на сцену в комедии «В царстве скуки».
Умерла 17 апреля (30 апреля по новому стилю) 1916 года в Москве в своём домике на Большой Царицынской улице (ныне Большая Пироговская).