Давыдов Владимир Николаевич (настоящее имя Иван Николаевич Горелов) (1849–1925), актер, создавший галерею реалистических портретов, театральный педагог, наставник. Народный артист Республики (1922). Родился 7 января 1849 в Новомиргороде Херсонской губернии в благополучной дворянской семье военного. С детства проявлял страсть к лицедейству, уже гимназистом в Тамбове сыграл такие роли как Бобчинский в Ревизоре Н.Гоголя, Пимен в пушкинском Борисе Годунове, Сваха в Женитьбе Гоголя, Простакова в Недоросле Д.Фонвизина.
Не сумев поступить в Московский университет, проводил все время на спектаклях Малого театра, познакомился с творчеством его корифеев: И.Самарина, С.Шумского, В.Живокини, др. Непосредственное участие в судьбе юноши проявил И.Самарин, дав ему первые уроки актерского мастерства и рекомендацию в орловскую труппу «на выхода».
В 1867–1880 выступал на сценах провинции, переиграв десятки различных по масштабу и амплуа ролей (всего он сыграл 547! ролей). Блистал в дивертисментах, выступая как куплетист и рассказчик, фокусник и исполнитель песен и романсов. Музыкальность способствовала успеху актера в модной оперетте (переиграл весь опереточный репертуар провинции), а также в старинных водевилях, где необходимо было безупречное владение пластикой. Главным было освоение классического русского репертуара. Его талант наиболее полно раскрылся в знаменитой антрепризе П.М.Медведева. Начиная с амплуа «простаков», в котором выделялся привлекающим оптимизмом, искренностью и задором, Давыдов также осваивал роли противоположного плана (Арбенина в лермонтовском Маскараде).
Целую галерею человеческих типов сыграл в драматургии А.Н.Островского, который чрезвычайно ценил незаурядного артиста. Первые свои роли в этом репертуаре (Ипполит – Не все коту масленница, Бальзаминов – Женитьба Бальзаминова) проработал под руководством А.И.Шуберт. В пьесе Гроза сыграл Кудряша, Бориса и Тихона. А в пьесе Лес играл Буланова и Аркашку, в Бешеных деньгах – Василькова и Кучумова, в Доходном месте – Белогубова, Жадова, Юсова, в Бесприданнице – Карандышева и Робинзона; Мурзавецкого в Волках и овцах; Бородкина в Не в свои сани не садись и т.д. Роль же Подхалюзина в пьесе Банкрот или свои люди сочтемся Островский репетировал с артистом лично.
В провинции приступил к ролям, сопровождавшим его всю жизнь, таким как Расплюев из Свадьбы Кречинского А.В.Сухово-Кобылина, впоследствии ставшим образцом актерского мастерства в деле создания типичного образа русской действительности, сочетавшего комичность характера с сатирической горечью и сочувствием к пропавшему и обездоленному человеку.
С 1880 стал актером императорского Александринского театра. Продолжал ориентироваться на образцы русской классики. Доводил до совершенства одну из любимых ролей, Митрофана в Недоросле Фонвизина, отпраздновал 50-летие Ревизора Н.Гоголя ролями Городничего, сыграв также Подколесина из Женитьбы, Замухрышкина в Игроках и др. гоголевские роли, поразив не только тонкостями мастерства, но и точным проникновением в гоголевский юмор. Одной их характерных черт комедийного дарования было отсутствие комикования. И чем серьезнее был актер в роли, тем смешнее выглядел тот или иной характер. Сатирическим краскам предпочитал человеческий подход к своим героям, рождавший сплав иронии и драматизма, понимание смеха, близкое гоголевскому. На одном из своих портретов Давыдов написал: «…Смех – великое дело! Еще Гоголь сказал, что смех создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека…». В этих словах сформулирована гуманистическая основа светлого, жизнеутверждающего искусства актера, основанная на изначальной оптимистической вере в светлые стороны жизни и человека. Давыдову был чужд пессимизм, а с ним искусство новых форм на рубеже веков.
В 1886–1888 – он в театре Ф.А.Корша. Его появление в Москве стало театральным событием. Сыграл Городничего и Фамусова в грибоедовском Горе от ума. Познакомил Москву с Делом А.В.Сухово-Кобылина, воскресил роль Мошкина из тургеневского Нахлебника. Главным событием того периода стал выход Давыдова в чеховском Иванове, а позже в постановке Чайки, потерпевшей неудачу в Александринском театре (в 1896 Чехов отметил с положительной стороны лишь игру В.Ф.Комиссаржевской и Давыдова в роли Сорина).
В 1888 под давлением общественного мнения дирекция Александринского театра добилась возвращения Давыдова в Петербург, где он прослужил до 1924. Количественно список сыгранных им за то время ролей намного превышает качественную сторону сценического материала. К галерее гоголевских типов за это время прибавился Чичиков в инсценировке Мертвых душ, ряд значительных ролей в поздних пьесах А.Н.Островского. С теплотой и сочувствием к маленькому человеку играл Оброшенова в Шутниках. Не прошли мимо и пьесы Л.Н.Толстого (Плоды просвещения, Власть тьмы). На подмостках разных театров приобщился к творчеству А.М.Горького (Лука, Бессеменов в пьесах На дне, Мещане). Это свидетельствует о его интересе к современным поискам театра, несмотря на стойкое неприятие им искусства режиссуры. Он был убежден в самодостаточности актерского творчества и его приоритете в системе театра. Обращался и к классике зарубежной. Яркие фигуры были воссозданы им в таких ролях, как Гарпагон (Скупой), Скапен (Проделки Скапена), Журден (Мещанин во дворянстве), Жорж Данден (Жорж Данден), Сганарель (Школа мужей), Оргонт (Тартюф). Его исполнение отличалось жизнерадостностью и отсутствием грубой буффонады. Близок Давыдову был и шекспировский театр. Только в Гамлете сыграл несколько ролей: могильщика и актера, Лаэрта, Полония и Клавдия. Блистал в шекспировских комедиях, играя Клюкву (Много шума из ничего), Грумио (Укрощение строптивой), Фальстафа (Виндзорские проказницы) и др.
В 1924 по приглашению А.И.Южина поступает на сцену Малого театра. Последней ролью стала роль Матроса в одноименной пьесе Соваж и Делюрье.
Его называли наследником традиций. «Выступая преемником могикан русского театра, он впитал заветы М.Щепкина правды жизни в искусстве, психологическую тонкость и демократический гуманизм А.Мартынова, жизненное полнокровие и реалистическую конкретность П.Садовского, виртуозную технику В.Самойлова. Синтезируя лучшие традиции прошлого, Давыдов…выработал свой метод и стиль», – писали С.С.Данилов и М.П.Португалова. В процессе работы над ролью категорически отвергал путь к творчеству через вдохновение. Его путь шел от кропотливой вдумчивой работы ума и сердца к эмоциональному взлету и творческой свободе. С 1883 преподавал в Петербургском театральном училище, утверждая реалистический метод раскрытия человеческого характера. Среди учеников Давыдова: В.Ф.Комиссаржевская, Н.Н.Ходотов, Л.С.Вивьен и др. Автор воспоминаний Рассказ о прошлом (Л. – М., 1962).
Умер 23 апреля 1925 в Москве.
Не сумев поступить в Московский университет, проводил все время на спектаклях Малого театра, познакомился с творчеством его корифеев: И.Самарина, С.Шумского, В.Живокини, др. Непосредственное участие в судьбе юноши проявил И.Самарин, дав ему первые уроки актерского мастерства и рекомендацию в орловскую труппу «на выхода».
В 1867–1880 выступал на сценах провинции, переиграв десятки различных по масштабу и амплуа ролей (всего он сыграл 547! ролей). Блистал в дивертисментах, выступая как куплетист и рассказчик, фокусник и исполнитель песен и романсов. Музыкальность способствовала успеху актера в модной оперетте (переиграл весь опереточный репертуар провинции), а также в старинных водевилях, где необходимо было безупречное владение пластикой. Главным было освоение классического русского репертуара. Его талант наиболее полно раскрылся в знаменитой антрепризе П.М.Медведева. Начиная с амплуа «простаков», в котором выделялся привлекающим оптимизмом, искренностью и задором, Давыдов также осваивал роли противоположного плана (Арбенина в лермонтовском Маскараде).
Целую галерею человеческих типов сыграл в драматургии А.Н.Островского, который чрезвычайно ценил незаурядного артиста. Первые свои роли в этом репертуаре (Ипполит – Не все коту масленница, Бальзаминов – Женитьба Бальзаминова) проработал под руководством А.И.Шуберт. В пьесе Гроза сыграл Кудряша, Бориса и Тихона. А в пьесе Лес играл Буланова и Аркашку, в Бешеных деньгах – Василькова и Кучумова, в Доходном месте – Белогубова, Жадова, Юсова, в Бесприданнице – Карандышева и Робинзона; Мурзавецкого в Волках и овцах; Бородкина в Не в свои сани не садись и т.д. Роль же Подхалюзина в пьесе Банкрот или свои люди сочтемся Островский репетировал с артистом лично.
В провинции приступил к ролям, сопровождавшим его всю жизнь, таким как Расплюев из Свадьбы Кречинского А.В.Сухово-Кобылина, впоследствии ставшим образцом актерского мастерства в деле создания типичного образа русской действительности, сочетавшего комичность характера с сатирической горечью и сочувствием к пропавшему и обездоленному человеку.
С 1880 стал актером императорского Александринского театра. Продолжал ориентироваться на образцы русской классики. Доводил до совершенства одну из любимых ролей, Митрофана в Недоросле Фонвизина, отпраздновал 50-летие Ревизора Н.Гоголя ролями Городничего, сыграв также Подколесина из Женитьбы, Замухрышкина в Игроках и др. гоголевские роли, поразив не только тонкостями мастерства, но и точным проникновением в гоголевский юмор. Одной их характерных черт комедийного дарования было отсутствие комикования. И чем серьезнее был актер в роли, тем смешнее выглядел тот или иной характер. Сатирическим краскам предпочитал человеческий подход к своим героям, рождавший сплав иронии и драматизма, понимание смеха, близкое гоголевскому. На одном из своих портретов Давыдов написал: «…Смех – великое дело! Еще Гоголь сказал, что смех создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека…». В этих словах сформулирована гуманистическая основа светлого, жизнеутверждающего искусства актера, основанная на изначальной оптимистической вере в светлые стороны жизни и человека. Давыдову был чужд пессимизм, а с ним искусство новых форм на рубеже веков.
В 1886–1888 – он в театре Ф.А.Корша. Его появление в Москве стало театральным событием. Сыграл Городничего и Фамусова в грибоедовском Горе от ума. Познакомил Москву с Делом А.В.Сухово-Кобылина, воскресил роль Мошкина из тургеневского Нахлебника. Главным событием того периода стал выход Давыдова в чеховском Иванове, а позже в постановке Чайки, потерпевшей неудачу в Александринском театре (в 1896 Чехов отметил с положительной стороны лишь игру В.Ф.Комиссаржевской и Давыдова в роли Сорина).
В 1888 под давлением общественного мнения дирекция Александринского театра добилась возвращения Давыдова в Петербург, где он прослужил до 1924. Количественно список сыгранных им за то время ролей намного превышает качественную сторону сценического материала. К галерее гоголевских типов за это время прибавился Чичиков в инсценировке Мертвых душ, ряд значительных ролей в поздних пьесах А.Н.Островского. С теплотой и сочувствием к маленькому человеку играл Оброшенова в Шутниках. Не прошли мимо и пьесы Л.Н.Толстого (Плоды просвещения, Власть тьмы). На подмостках разных театров приобщился к творчеству А.М.Горького (Лука, Бессеменов в пьесах На дне, Мещане). Это свидетельствует о его интересе к современным поискам театра, несмотря на стойкое неприятие им искусства режиссуры. Он был убежден в самодостаточности актерского творчества и его приоритете в системе театра. Обращался и к классике зарубежной. Яркие фигуры были воссозданы им в таких ролях, как Гарпагон (Скупой), Скапен (Проделки Скапена), Журден (Мещанин во дворянстве), Жорж Данден (Жорж Данден), Сганарель (Школа мужей), Оргонт (Тартюф). Его исполнение отличалось жизнерадостностью и отсутствием грубой буффонады. Близок Давыдову был и шекспировский театр. Только в Гамлете сыграл несколько ролей: могильщика и актера, Лаэрта, Полония и Клавдия. Блистал в шекспировских комедиях, играя Клюкву (Много шума из ничего), Грумио (Укрощение строптивой), Фальстафа (Виндзорские проказницы) и др.
В 1924 по приглашению А.И.Южина поступает на сцену Малого театра. Последней ролью стала роль Матроса в одноименной пьесе Соваж и Делюрье.
Его называли наследником традиций. «Выступая преемником могикан русского театра, он впитал заветы М.Щепкина правды жизни в искусстве, психологическую тонкость и демократический гуманизм А.Мартынова, жизненное полнокровие и реалистическую конкретность П.Садовского, виртуозную технику В.Самойлова. Синтезируя лучшие традиции прошлого, Давыдов…выработал свой метод и стиль», – писали С.С.Данилов и М.П.Португалова. В процессе работы над ролью категорически отвергал путь к творчеству через вдохновение. Его путь шел от кропотливой вдумчивой работы ума и сердца к эмоциональному взлету и творческой свободе. С 1883 преподавал в Петербургском театральном училище, утверждая реалистический метод раскрытия человеческого характера. Среди учеников Давыдова: В.Ф.Комиссаржевская, Н.Н.Ходотов, Л.С.Вивьен и др. Автор воспоминаний Рассказ о прошлом (Л. – М., 1962).
Умер 23 апреля 1925 в Москве.