20 октября 2004
Через три дня 23 октября вновь распахнется парадная дверь Ирбитского драматического театра им. А. Островского. С этого дня он начнет отсчитывать свой 159-й предъюбилейный театральный сезон. Любящий искусство театра зритель уже давно готов к этой встрече.
Отрадно, что в этом году театр решил возобновить былую традицию: открывать очередной сезон в двадцатых числах октября.
Ждут открытия и все те, кто состоит на службе у Мельпомены. И хотя весь штат театра немногим более 50 человек, работы по подготовке к открытию сезона хватает у всех.
Главный режиссер театра С.Н. Шипулин, постановщик спектакля «Порог», по пьесе А. Дударева, делает последние прогоны. Администрация театра во главе с директором А.Г. Матушкиным, приводят в порядок помещение, чтобы достойно встретить своего зрителя.
В премьерном спектакле заняты как уже знакомые артисты З.В. Петренко, П.А. Бондаренко, А.Г. Матушкин, Е.В. Архипов, И.Н. Бабакина, В. Сивков, А. Пиджаков, так и те, которым еще только предстоит держать экзамен перед Ирбитской публикой.
В конце прошлого сезона в театр прибыла супружеская пара С.А. Балиев и О.А. Иванова.
Сергей Балиев закончил Новосибирское театральное училище, работал в Усть Каменогорске, Алма-Ате (Казахстан), в Бийске (Алтайский край). Сыграл более 100 ролей, в том числе Незнамова в «Без вины виноватые» А. Островского, Треплева в «Чайке», Чехова, Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, и многие другие. Работал так же режиссером. Поставил 25 спектаклей. Из них наиболее значимые – «Дядя Ваня» А. Чехова, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, Бомарше «Женитьба Фигаро». В 2001 г. актеру присвоено звание – Заслуженный артист России.
О.А. Иванова окончила Барнаульский институт искусств. Работала в Рубцовском драматическом театре. Сыграла более 50 ролей, в том числе Марта-Изабелла «Деревья умирают стоя», А. Касона, Маша – «Левша» Константинова и Рацера, Белоногова – «Богатые невесты» А. Островского, Констанция «Моцарт» - Е.И. Исаева.
С сентября этого года в театре работает молодой артист Ярослав Кожин. В 1996 г. он переезжает из Казахстана в Россию, в г. Лысьву. В 2004 г. Ярослав закончил Пермский колледж культуры и искусства, отделение – актер драмы. Помимо перечисленных артистов в спектакле будут заняты Ю.В. Самойлов, а также юный артист, ученик 1 кл. 9 школы – Саша Архипов.
Светлана Вялкова
"Белое солнце пустыни" взошло на чердаке Ирбитского театра
Каждая новая страница из истории Ирбитского театра мне по-своему значительна и дорога. Вот почему я думаю, что мой небольшой рассказ о В.Я. Мотыле в преддверии открытия нового театрального сезона может заинтересовать не только тех, кто имеет непосредственное отношение к искусству театра, но и зрителей, которые с нетерпением ждут каждой встречи с любимыми артистами и новыми спектаклями.
Передо мной лежит несколько театральных программок за 1949 г. Так или иначе каждая из них рассказывает о многообразных связях искусства и жизни, театра и действительности.
В программах к спектаклям «Пушкин» и «Аттестат зрелости» значится один и тот же режиссер В.Я. Мотыль.
Еще в 1991 г., когда я в первые увидела эти пожелтевшие от времени листочки в руках ветерана Ирбитской сцены, актера более чем с 50-летним стажем А.П. Александрова, я несказанно обрадовалась. Во-первых, потому, что эти программки уже можно отнести к музейной редкости, а во-вторых, от Александра Петровича я узнала, что постановщик этих спектаклей и некоторых других на Ирбитской сцене никто иной как известнейший кинорежиссер современности В.А. Мотыль. Его фильмы «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и другие видели многие любители кино.
Но о том, каким образом В.Я. Мотыль в те годы оказался в Ирбите Александр Петрович тогда ничего к сожалению, не мог сказать. Спустя некоторое время, просматривая книги приказов за 1948-49 гг., я наткнулась на запись о зачислении в труппу театра с 1 августа 1948 г. двух десятков артистов, только что закончивших театральный институт. Среди них был и В.Я. Мотыль.
Все выпускники этого курса, как я узнала позднее из воспоминаний друга и однокурсника В.Я. Мотыля П. Федосеева, мечтали отправиться в Комсомольск-на-Амуре, на великую по тем временам, стройку. Но их стремление совершить гражданский подвиг было игнорировано. «Комсомольские власти, - пишет в своих воспоминаниях П. Федосеев, - скомандовали: «ехать в Ирбит».
И хотя Владимир Мотыль проработал в Ирбитском театре всего полтора года, ярмарочный город в его жизни сыграл немаловажную роль. Быт мещанский семей купеческого городка будущий кинорежиссер перенесет в фабулу фильма «Белое солнце пустыни». Герань на подоконнике, стены, увешанные фотографиями в рамках, вышитые салфетки на комодах – все это явилось прообразом жилища Верещагина, которого, видевшие фильм зрители запомнили по его знаменитой песне «Ваше благородие, госпожа удача».
Молодые артисты, приехавшие покорять Ирбитскую публику, жили в невероятных условиях. Отдельную квартиру заменяло пространство под сценой и театральный чердак. Вместо кровати – соломенные матрацы, вместо стульев и столов театральная мебель. Питание актеров и их личный гардероб также желали быть более или менее сносными. Но нередко артисты ложились спать на голодный желудок.
Помимо основных репетиций, запланированных театром, новоиспеченные артисты, после того как старшее поколение расходилось по домам, шли на свой чердак и продолжали репетировать там.
Мотыль, в то время просто Володька, был одним из первых «запевал» в этом творческом содружестве.
Одной из его первых режиссерских работ стало ассорти под названием «Пушкин», где действующими лицами были декабристы – первый намек на историю, которая будет потом раскручена в фильме «Звезда пленительного счастья». В спектакле же Пушкина играл А.П. Александров, Одоевского А.Е. Иконников, Раевского – П.А. Федосеев, Арину Родионову – Е.И. Поволжская.
Не буду пересказывать биографию известного всему миру артиста и режиссера В.Я. Мотыля. Об этом можно почитать в любом справочнике по киноискусству. Скажу лишь одно, что в письмах к своему другу П. Федосееву Владимир Яковлевич не раз упоминал о тех днях и месяцах, проведенных в стенах Ирбитского театра. В одном из писем он писал: «Дорожу нашей старинной дружбой, которая крепла в чердачных Ирбитский ночевках. С улыбкой вспоминаю о времени, когда счастливыми предчувствиями была переполнена душа».
Вот такую интересную историю поведали мне старые театральные программки. Они рассказали не только об одном артисте Ирбитского театра, ставшим знаменитостью, но и о целой эпохе, о времени, о месте и значительности тех людей, которые когда-то были простыми, рядовыми актерами и режиссерами.
Светлана Вялкова
Отрадно, что в этом году театр решил возобновить былую традицию: открывать очередной сезон в двадцатых числах октября.
Ждут открытия и все те, кто состоит на службе у Мельпомены. И хотя весь штат театра немногим более 50 человек, работы по подготовке к открытию сезона хватает у всех.
Главный режиссер театра С.Н. Шипулин, постановщик спектакля «Порог», по пьесе А. Дударева, делает последние прогоны. Администрация театра во главе с директором А.Г. Матушкиным, приводят в порядок помещение, чтобы достойно встретить своего зрителя.
В премьерном спектакле заняты как уже знакомые артисты З.В. Петренко, П.А. Бондаренко, А.Г. Матушкин, Е.В. Архипов, И.Н. Бабакина, В. Сивков, А. Пиджаков, так и те, которым еще только предстоит держать экзамен перед Ирбитской публикой.
В конце прошлого сезона в театр прибыла супружеская пара С.А. Балиев и О.А. Иванова.
Сергей Балиев закончил Новосибирское театральное училище, работал в Усть Каменогорске, Алма-Ате (Казахстан), в Бийске (Алтайский край). Сыграл более 100 ролей, в том числе Незнамова в «Без вины виноватые» А. Островского, Треплева в «Чайке», Чехова, Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя, и многие другие. Работал так же режиссером. Поставил 25 спектаклей. Из них наиболее значимые – «Дядя Ваня» А. Чехова, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина, Бомарше «Женитьба Фигаро». В 2001 г. актеру присвоено звание – Заслуженный артист России.
О.А. Иванова окончила Барнаульский институт искусств. Работала в Рубцовском драматическом театре. Сыграла более 50 ролей, в том числе Марта-Изабелла «Деревья умирают стоя», А. Касона, Маша – «Левша» Константинова и Рацера, Белоногова – «Богатые невесты» А. Островского, Констанция «Моцарт» - Е.И. Исаева.
С сентября этого года в театре работает молодой артист Ярослав Кожин. В 1996 г. он переезжает из Казахстана в Россию, в г. Лысьву. В 2004 г. Ярослав закончил Пермский колледж культуры и искусства, отделение – актер драмы. Помимо перечисленных артистов в спектакле будут заняты Ю.В. Самойлов, а также юный артист, ученик 1 кл. 9 школы – Саша Архипов.
Светлана Вялкова
"Белое солнце пустыни" взошло на чердаке Ирбитского театра
Каждая новая страница из истории Ирбитского театра мне по-своему значительна и дорога. Вот почему я думаю, что мой небольшой рассказ о В.Я. Мотыле в преддверии открытия нового театрального сезона может заинтересовать не только тех, кто имеет непосредственное отношение к искусству театра, но и зрителей, которые с нетерпением ждут каждой встречи с любимыми артистами и новыми спектаклями.
Передо мной лежит несколько театральных программок за 1949 г. Так или иначе каждая из них рассказывает о многообразных связях искусства и жизни, театра и действительности.
В программах к спектаклям «Пушкин» и «Аттестат зрелости» значится один и тот же режиссер В.Я. Мотыль.
Еще в 1991 г., когда я в первые увидела эти пожелтевшие от времени листочки в руках ветерана Ирбитской сцены, актера более чем с 50-летним стажем А.П. Александрова, я несказанно обрадовалась. Во-первых, потому, что эти программки уже можно отнести к музейной редкости, а во-вторых, от Александра Петровича я узнала, что постановщик этих спектаклей и некоторых других на Ирбитской сцене никто иной как известнейший кинорежиссер современности В.А. Мотыль. Его фильмы «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья» и другие видели многие любители кино.
Но о том, каким образом В.Я. Мотыль в те годы оказался в Ирбите Александр Петрович тогда ничего к сожалению, не мог сказать. Спустя некоторое время, просматривая книги приказов за 1948-49 гг., я наткнулась на запись о зачислении в труппу театра с 1 августа 1948 г. двух десятков артистов, только что закончивших театральный институт. Среди них был и В.Я. Мотыль.
Все выпускники этого курса, как я узнала позднее из воспоминаний друга и однокурсника В.Я. Мотыля П. Федосеева, мечтали отправиться в Комсомольск-на-Амуре, на великую по тем временам, стройку. Но их стремление совершить гражданский подвиг было игнорировано. «Комсомольские власти, - пишет в своих воспоминаниях П. Федосеев, - скомандовали: «ехать в Ирбит».
И хотя Владимир Мотыль проработал в Ирбитском театре всего полтора года, ярмарочный город в его жизни сыграл немаловажную роль. Быт мещанский семей купеческого городка будущий кинорежиссер перенесет в фабулу фильма «Белое солнце пустыни». Герань на подоконнике, стены, увешанные фотографиями в рамках, вышитые салфетки на комодах – все это явилось прообразом жилища Верещагина, которого, видевшие фильм зрители запомнили по его знаменитой песне «Ваше благородие, госпожа удача».
Молодые артисты, приехавшие покорять Ирбитскую публику, жили в невероятных условиях. Отдельную квартиру заменяло пространство под сценой и театральный чердак. Вместо кровати – соломенные матрацы, вместо стульев и столов театральная мебель. Питание актеров и их личный гардероб также желали быть более или менее сносными. Но нередко артисты ложились спать на голодный желудок.
Помимо основных репетиций, запланированных театром, новоиспеченные артисты, после того как старшее поколение расходилось по домам, шли на свой чердак и продолжали репетировать там.
Мотыль, в то время просто Володька, был одним из первых «запевал» в этом творческом содружестве.
Одной из его первых режиссерских работ стало ассорти под названием «Пушкин», где действующими лицами были декабристы – первый намек на историю, которая будет потом раскручена в фильме «Звезда пленительного счастья». В спектакле же Пушкина играл А.П. Александров, Одоевского А.Е. Иконников, Раевского – П.А. Федосеев, Арину Родионову – Е.И. Поволжская.
Не буду пересказывать биографию известного всему миру артиста и режиссера В.Я. Мотыля. Об этом можно почитать в любом справочнике по киноискусству. Скажу лишь одно, что в письмах к своему другу П. Федосееву Владимир Яковлевич не раз упоминал о тех днях и месяцах, проведенных в стенах Ирбитского театра. В одном из писем он писал: «Дорожу нашей старинной дружбой, которая крепла в чердачных Ирбитский ночевках. С улыбкой вспоминаю о времени, когда счастливыми предчувствиями была переполнена душа».
Вот такую интересную историю поведали мне старые театральные программки. Они рассказали не только об одном артисте Ирбитского театра, ставшим знаменитостью, но и о целой эпохе, о времени, о месте и значительности тех людей, которые когда-то были простыми, рядовыми актерами и режиссерами.
Светлана Вялкова