19 марта 2009
В Ирбитском драматическом театре имени А.Н. Островского начал работу новый художественный руководитель - режиссер-постановщик, драматург, художник, заслуженный артист РФ Никита Андреевич Ширяев. Учитывая богатый послужной список нового руководителя мы не могли не задать ему ряд вопросов о том, какое развитие ожидает театр в ближайшее время.
- Никита Андреевич, что изменится в Ирбитском драматическом театре с вашим приходом?
- Я бы стал лукавить, если бы говорил, что с моим приходом в театр я бы не надеялся на улучшение его творческой, производственной и прочей жизни, существования, достижений и прочего. Все-таки опыт у меня большой – и поэтому все, что я знаю, все, что я умею, все, что накопил, я безоговорочно готов отдать. И в том числе всему населению города Ирбита и Ирбитского района. Что нам будет удаваться, что нам не будет удаваться покажет время. Простых времен у нас не бывает, бывают только сложные, и очень сложные, и вообще никакие. В которые жить всегда на порядок тяжелее.
Прежде всего, нам предстоит решить самую главную проблему, которая стоит в театре, - это проблема кадрового состава. Потому что труппы, в ее нормальном значении, в театре нет и говорить об этом надо открыто и жестко. Наличие хороших артистов, которые есть сегодня в театре, не отменяет этой проблемы. Они есть, но их очень мало, катастрофически мало. И в связи с этим выбор репертуара настолько ограничен, что голову сломаешь, пока найдешь пьесу, чтобы можно было распределить роли. У нас нет молодого героя, нет молодой героини, у нас с молодежью вообще проблема. Это самое главное. И как мы эту проблему будем решать – нам поможет только Бог и администрация. Тем более что теперь власть в городе претерпела некоторые изменения, и у нас есть надежда, что новые люди, пришедшие к власти, не отвернутся от театра. Я надеюсь, что у них есть и определенная амбициозность, не даром они к власти стремились. И в этом стремлении они не забудут одну из самых главных, непреходящих жизненных ценностей, нашу культуру, наше искусство. Потому что не каждый город может похвастаться существованием такого театра, который есть в Ирбите, с его богатой историей. По большому счету, это дело чести – восстановить те золотые годы театра, которые, собственно, меня и подвигли к приходу сюда. Потому что по выступлениям в шестидесятые годы у меня осталось в памяти воспоминание, как о очень серьезной, стабильной, значительной и сильной труппе. Вот это сейчас главное. Но для этого нужно жилье для артистов, которых мы будем приглашать. Этот вопрос нужно решать в авральном порядке, несмотря ни на какой кризис. Вложенное вернется сторицей. И мы могли бы сразу исправить ситуацию и совершить творческий прорыв.
- А что пока?
- Все остальные заботы мы тоже не оставляем, стараемся создать репертуар. В начале февраля выпустили комедию, сейчас идет работа над сказкой. В конце апреля начинаем работать над тремя спектаклями. И они выходят к фестивалю «Ирбитские подмостки», на который, я надеюсь, не посягнет новая власть. Потому что мало городов, которые обладают таким значительным явлением, как театральный фестиваль. И для жителей города это целый мощный глоток и подзарядка творческой энергии, впечатлениями. Это мощное, яркое событие. Раньше была ярмарка. Театральный фестиваль тоже можно назвать ярмаркой, только творческой. Мы сможем, например, привлечь артистов из других театров, заразить их нашими задумками, нашими планами. И попытаться сформировать труппу. Потому как Виктор Александрович Моор за годы своей работы постановочно хозяйственную группу хорошо собрал и работают они отлажено. А вот актерская составляющая была бесхозная, неуправляемая. Работы сверхдостаточно.
- Можно подробнее о фестивале?
- Что касается фестиваля. Сейчас мы формируем жюри. Причем я хочу сформировать жюри внушительное. Специалистов из Москвы приглашаем – председателя жюри и членов жюри. Известных критиков, театральных обозревателей – из Тюмени, из Тобольска, Кургана, Екатеринбурга. А может быть и из Иерусалима. Есть и такие планы. Нужно поднимать уровень фестиваля, развиваться. Он был сначала просто региональным фестивалем, сейчас стал межрегиональным. Поступают заявки и из Самары, и из Томской области, из Тюменской области. И дальше надо вырастать. И поэтому сейчас, хотя бы на уровне жюри. Я хочу пригласить доктора филологии, известную поэтессу, члена союза писателей России и Израиля Галину Подольскую
- Что еще нужно для развития?
- Как только я принял решение связать свою судьбу с Ирбитским театром, я сразу же тоже полез в Интернет, поднял свои старые связи. Чтобы все они, весь накопленный опыт начал работать на Ирбит. На продвижение того, что мы будем здесь делать. Сейчас идет первый этап, такой притирочный, ознакомительный, аналитический. Мы анализируем ситуацию, параллельно работаем, сразу во многих направлениях. И понимаем сопоставимость, соединимость меня с театром, на личностном уровне, на уровне проникновения во внутрь театра. Все, что можно сделать. И этот период продлится да конца сезона. Я влезу в эту шкуру, во все театральные проблемы. И театр меня тоже узнает. И если так выпадет, что мы совпадем по группе крови, значит, тогда засучиваем рукава и с нового сезона начинаем работать. Летом я сажусь за серьезное планирование следующего сезона с выходом на Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, которого я очень люблю и вся моя жизнь была с ним связана. Тем более, в преддверие 2012 года, когда у него будет огромный юбилей – 160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти. Эти даты будут отмечаться не только у нас в регионе, но и во всей стране. И есть смысл заранее заняться его творчеством и даже следующий фестиваль «Ирбитские подмостки» посвятить этим датам. Пригласить постановки этого автора из разных театров. И тогда мы здесь устроим апофеоз и песню споем этому замечательному уральскому писателю, перед которым, кстати, в долгу все – и критика, и кинематограф, и театр. Хотя он очень театральный писатель. Есть и много других планов.
- Театру наверняка необходим свой сайт?
- Это само собой. Театру быть без сайта, уже просто неприлично. Мы должны его создать и все сделать, чтобы вся молодежь "паслась" на этом сайте, чтобы ей было интересно.
- Ближайшие планы по репертуару…
- После открытия малой сцены мы будем делать еще два камерных спектакля. Один – знаменитая пьеса Эрика Эммануила Шмидта «Оскар и розовая дама». Он прошел по всему миру. Там также будет играть Наталья Петровна Галкина и совсем молодой подросток. Еще один моно-спектакль планируется «Казус Послера» - французская пьеса, посвященная изобразительному искусству, с очень интересным сюжетным ходом. Играть будет моя супруга артистка Гелена Ширяева. Готовится к постановке третий спектакль – полномасштабное произведение на всю труппу – английская комедия «Театр или шум за сценой». Комедия о жизни театра. О его фасадной и закулисной жизни. Эту пьесу мне удалось распределить на наш состав, хотя все равно одного человека не хватает – на роль рабочего сцены. Но я думаю, что за два месяца мы на эту роль кого-нибудь найдем. И я хотел бы, чтобы мы спектаклем про театр открыли фестиваль. А закрыли бы «Оскаром и розовой дамой».
Одна надежда – чтобы нас не бросали власть предержащие. Конечно, можно и на консервных банках все сделать. Но сегодня уже зритель не хочет нищего театра. Театр может быть элегантным, скупым, но он должен быть обеспечен внутри.
Беседовала Светлана Уралова
- Никита Андреевич, что изменится в Ирбитском драматическом театре с вашим приходом?
- Я бы стал лукавить, если бы говорил, что с моим приходом в театр я бы не надеялся на улучшение его творческой, производственной и прочей жизни, существования, достижений и прочего. Все-таки опыт у меня большой – и поэтому все, что я знаю, все, что я умею, все, что накопил, я безоговорочно готов отдать. И в том числе всему населению города Ирбита и Ирбитского района. Что нам будет удаваться, что нам не будет удаваться покажет время. Простых времен у нас не бывает, бывают только сложные, и очень сложные, и вообще никакие. В которые жить всегда на порядок тяжелее.
Прежде всего, нам предстоит решить самую главную проблему, которая стоит в театре, - это проблема кадрового состава. Потому что труппы, в ее нормальном значении, в театре нет и говорить об этом надо открыто и жестко. Наличие хороших артистов, которые есть сегодня в театре, не отменяет этой проблемы. Они есть, но их очень мало, катастрофически мало. И в связи с этим выбор репертуара настолько ограничен, что голову сломаешь, пока найдешь пьесу, чтобы можно было распределить роли. У нас нет молодого героя, нет молодой героини, у нас с молодежью вообще проблема. Это самое главное. И как мы эту проблему будем решать – нам поможет только Бог и администрация. Тем более что теперь власть в городе претерпела некоторые изменения, и у нас есть надежда, что новые люди, пришедшие к власти, не отвернутся от театра. Я надеюсь, что у них есть и определенная амбициозность, не даром они к власти стремились. И в этом стремлении они не забудут одну из самых главных, непреходящих жизненных ценностей, нашу культуру, наше искусство. Потому что не каждый город может похвастаться существованием такого театра, который есть в Ирбите, с его богатой историей. По большому счету, это дело чести – восстановить те золотые годы театра, которые, собственно, меня и подвигли к приходу сюда. Потому что по выступлениям в шестидесятые годы у меня осталось в памяти воспоминание, как о очень серьезной, стабильной, значительной и сильной труппе. Вот это сейчас главное. Но для этого нужно жилье для артистов, которых мы будем приглашать. Этот вопрос нужно решать в авральном порядке, несмотря ни на какой кризис. Вложенное вернется сторицей. И мы могли бы сразу исправить ситуацию и совершить творческий прорыв.
- А что пока?
- Все остальные заботы мы тоже не оставляем, стараемся создать репертуар. В начале февраля выпустили комедию, сейчас идет работа над сказкой. В конце апреля начинаем работать над тремя спектаклями. И они выходят к фестивалю «Ирбитские подмостки», на который, я надеюсь, не посягнет новая власть. Потому что мало городов, которые обладают таким значительным явлением, как театральный фестиваль. И для жителей города это целый мощный глоток и подзарядка творческой энергии, впечатлениями. Это мощное, яркое событие. Раньше была ярмарка. Театральный фестиваль тоже можно назвать ярмаркой, только творческой. Мы сможем, например, привлечь артистов из других театров, заразить их нашими задумками, нашими планами. И попытаться сформировать труппу. Потому как Виктор Александрович Моор за годы своей работы постановочно хозяйственную группу хорошо собрал и работают они отлажено. А вот актерская составляющая была бесхозная, неуправляемая. Работы сверхдостаточно.
- Можно подробнее о фестивале?
- Что касается фестиваля. Сейчас мы формируем жюри. Причем я хочу сформировать жюри внушительное. Специалистов из Москвы приглашаем – председателя жюри и членов жюри. Известных критиков, театральных обозревателей – из Тюмени, из Тобольска, Кургана, Екатеринбурга. А может быть и из Иерусалима. Есть и такие планы. Нужно поднимать уровень фестиваля, развиваться. Он был сначала просто региональным фестивалем, сейчас стал межрегиональным. Поступают заявки и из Самары, и из Томской области, из Тюменской области. И дальше надо вырастать. И поэтому сейчас, хотя бы на уровне жюри. Я хочу пригласить доктора филологии, известную поэтессу, члена союза писателей России и Израиля Галину Подольскую
- Что еще нужно для развития?
- Как только я принял решение связать свою судьбу с Ирбитским театром, я сразу же тоже полез в Интернет, поднял свои старые связи. Чтобы все они, весь накопленный опыт начал работать на Ирбит. На продвижение того, что мы будем здесь делать. Сейчас идет первый этап, такой притирочный, ознакомительный, аналитический. Мы анализируем ситуацию, параллельно работаем, сразу во многих направлениях. И понимаем сопоставимость, соединимость меня с театром, на личностном уровне, на уровне проникновения во внутрь театра. Все, что можно сделать. И этот период продлится да конца сезона. Я влезу в эту шкуру, во все театральные проблемы. И театр меня тоже узнает. И если так выпадет, что мы совпадем по группе крови, значит, тогда засучиваем рукава и с нового сезона начинаем работать. Летом я сажусь за серьезное планирование следующего сезона с выходом на Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, которого я очень люблю и вся моя жизнь была с ним связана. Тем более, в преддверие 2012 года, когда у него будет огромный юбилей – 160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти. Эти даты будут отмечаться не только у нас в регионе, но и во всей стране. И есть смысл заранее заняться его творчеством и даже следующий фестиваль «Ирбитские подмостки» посвятить этим датам. Пригласить постановки этого автора из разных театров. И тогда мы здесь устроим апофеоз и песню споем этому замечательному уральскому писателю, перед которым, кстати, в долгу все – и критика, и кинематограф, и театр. Хотя он очень театральный писатель. Есть и много других планов.
- Театру наверняка необходим свой сайт?
- Это само собой. Театру быть без сайта, уже просто неприлично. Мы должны его создать и все сделать, чтобы вся молодежь "паслась" на этом сайте, чтобы ей было интересно.
- Ближайшие планы по репертуару…
- После открытия малой сцены мы будем делать еще два камерных спектакля. Один – знаменитая пьеса Эрика Эммануила Шмидта «Оскар и розовая дама». Он прошел по всему миру. Там также будет играть Наталья Петровна Галкина и совсем молодой подросток. Еще один моно-спектакль планируется «Казус Послера» - французская пьеса, посвященная изобразительному искусству, с очень интересным сюжетным ходом. Играть будет моя супруга артистка Гелена Ширяева. Готовится к постановке третий спектакль – полномасштабное произведение на всю труппу – английская комедия «Театр или шум за сценой». Комедия о жизни театра. О его фасадной и закулисной жизни. Эту пьесу мне удалось распределить на наш состав, хотя все равно одного человека не хватает – на роль рабочего сцены. Но я думаю, что за два месяца мы на эту роль кого-нибудь найдем. И я хотел бы, чтобы мы спектаклем про театр открыли фестиваль. А закрыли бы «Оскаром и розовой дамой».
Одна надежда – чтобы нас не бросали власть предержащие. Конечно, можно и на консервных банках все сделать. Но сегодня уже зритель не хочет нищего театра. Театр может быть элегантным, скупым, но он должен быть обеспечен внутри.
Беседовала Светлана Уралова