30 марта 2018
«Отражение Великой Победы сохранилось не только на архивных пленках и снимках с фронта, но и в каждом из нас. Мы предлагаем вам соединить два времени вспышкой фотоаппарата. Нужно лишь выбрать снимок военных лет из семейного альбома, а мы в точности повторим его, перенося вас сквозь время». Такими словами встречают на своей странице в ВК создатели интереснейшего проекта, посвященного Великой Отечественной войне, всех желающих.
Несколько единомышленников придумали нетривиальный способ вернуть интерес к такой важной, но уже всячески представленной теме. Способ, сравнимый если не по массовости, то по эмоциональному содержанию с маршем «Бессмертный полк».
В Ирбите, где в здании Ирбитского драматического театра группа «Живой победы» готовилась к очередной съемке, я беседую с Дарьей Миролеевой, соавтором проекта. На вопрос, как родилась идея, она отвечает, что все это, конечно, очень личные воспоминания. Когда из жизни уходят близкие, хочется сохранить крупицы воспоминаний об их непростой, нелегкой жизни.
Проект одновременно прост по задумке и сложен по исполнению. Черно-белые фотографии люди сами выбирают из своих альбомов. А вот дальше творческая группа приступает к воссозданию атмосферы и антуража. И здесь важным становится все - начиная от внешнего облика героев снимка, заканчивая технически сложной установкой света и самого процесса фотографирования.
Над гримом и прическами колдовала Светлана Корбан. Сама Дарья Миролеева занималась костюмами и аксессуарами. Над камерой хлопотала фотохудожник Лена Шу и лаборант Тимур Сафиуллин. Зачем лаборант, спросите вы? Да все очень просто. Ведь для придания большей достоверности новым снимкам они выполняются на старинную фотографическую камеру 19 века. Такие деревянные камеры, изображение в которых создается на специальных фотопластинках, люди старшего поколения помнят в каждом фотоателье. Ну а для того, чтобы оперативно создать изображение, проявить пластину, посмотреть, что получилось, нужна самая настоящая фотолаборатория с химреактивами.
В этом еще одна сложность. Снимков нельзя сделать неограниченное количество, а потом выбирать лучший. Три, в крайнем случае пять фото. А значит, перед камерой нужно провести немало времени, полностью воспроизводя даже выражение лица своих давно ушедших родных. И в этом есть какая-то мистическая тайна. Постепенно погружаясь в мир военного фото, участники буквально начинают чувствовать дух того времени. И подспорьем здесь – мелодии тех лет, которые организаторы предусмотрительно включают музыкальным фоном.
Еще в команде трудится журналист. Нет, вовсе не затем, чтобы ежедневно описывать будни участников проекта. Хотя это тоже важно. Ведь одно из условий организаторов – каждый снимок должна сопровождать история. История человека, история создания снимка, история событий того периода. Это еще одна немаловажная часть проекта. Порой снимки пылятся в семейных альбомах и совершенно утрачивают свою историю. Не все могут вспомнить даже имена тех, кто на них изображен.
Для того чтобы узнать историю снимка, люди порой проходят трудный, но очень важный и интересный путь. Разговоры с родными, поисковая работа… Даже у самого забытого фото появляется история, люди, на ней изображенные, обретают имена, фамилии, воинские звания и героические награды.
Беседую с участницей проекта Ольгой Кайгородовой. Она в образе своей прабабушки Софьи Алексеевны. Правнучка очень на нее похожа. Сама Ольга Алексеевна работала на заводе № 231 им. К. Ворошилова в городе Уральске Казахстанской области, делала детали. Позже прошла курсы экономистов и сменила род деятельности. Ольга говорит, что участие в проекте ее очень заинтересовало. Ничего сложного вроде бы и не было, но очень утомляет долгое позирование и подбор позы.
Проект стартовал в прошлом году и затронул только Екатеринбург. В этом году его география много шире. Изменилось и его наполнение. Организаторы поставили себе цель воссоздать не только личные фото, но и одну историческую фотографию, характерную для того периода и того города, где они будут работать. Например, в Нижнем Тагиле это будет фото госпиталя. В Ирбите для реконструкции было выбрано фото зимних испытаний мотоцикла, сошедшего с заводского конвейера.
Для реконструкции этого снимка организаторам пришлось набирать целую команду моделей. На площадке все под старину – место, где была сделана фотография 70-летней давности, не изменилось, – костюмы и ставший уже раритетным М-72. Техника – ровесница самого снимка. После схода с конвейера каждый мотоцикл обкатывали. Именно момент тестирования машины запечатлен на фотокамеру.
На фотографии трое мужчин на мотоцикле. За рулем сам легендарный мотопапа Борис Зефиров, личность известная на заводе и далеко за его пределами. В годы войны не только занимал призовые места на мотокроссах, но и трудился в молодой команде механиков на местном заводе. Его роль предстояло исполнить Вячеславу Родыгину, сотруднику Ирбитского музея мотоциклов.
В коляске в шапке-ушанке расположился директор мотомузея Александр Буланов. Он рассказывает, что зимой на колесо коляски ставили лыжу, для лучшей проходимости мотоциклов.
Благодаря поддержке Фонда президентских грантов в 2018 году проект затронет 9 городов: Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Пермь, Уфу, Магнитогорск, Нижний Тагил, Ирбит и Каменск-Уральский. Позже участники проекта «Живая победа» вернутся в каждый из этих городов с итоговой выставкой своих работ.
Светлана Уралова
Несколько единомышленников придумали нетривиальный способ вернуть интерес к такой важной, но уже всячески представленной теме. Способ, сравнимый если не по массовости, то по эмоциональному содержанию с маршем «Бессмертный полк».
В Ирбите, где в здании Ирбитского драматического театра группа «Живой победы» готовилась к очередной съемке, я беседую с Дарьей Миролеевой, соавтором проекта. На вопрос, как родилась идея, она отвечает, что все это, конечно, очень личные воспоминания. Когда из жизни уходят близкие, хочется сохранить крупицы воспоминаний об их непростой, нелегкой жизни.
Проект одновременно прост по задумке и сложен по исполнению. Черно-белые фотографии люди сами выбирают из своих альбомов. А вот дальше творческая группа приступает к воссозданию атмосферы и антуража. И здесь важным становится все - начиная от внешнего облика героев снимка, заканчивая технически сложной установкой света и самого процесса фотографирования.
Над гримом и прическами колдовала Светлана Корбан. Сама Дарья Миролеева занималась костюмами и аксессуарами. Над камерой хлопотала фотохудожник Лена Шу и лаборант Тимур Сафиуллин. Зачем лаборант, спросите вы? Да все очень просто. Ведь для придания большей достоверности новым снимкам они выполняются на старинную фотографическую камеру 19 века. Такие деревянные камеры, изображение в которых создается на специальных фотопластинках, люди старшего поколения помнят в каждом фотоателье. Ну а для того, чтобы оперативно создать изображение, проявить пластину, посмотреть, что получилось, нужна самая настоящая фотолаборатория с химреактивами.
В этом еще одна сложность. Снимков нельзя сделать неограниченное количество, а потом выбирать лучший. Три, в крайнем случае пять фото. А значит, перед камерой нужно провести немало времени, полностью воспроизводя даже выражение лица своих давно ушедших родных. И в этом есть какая-то мистическая тайна. Постепенно погружаясь в мир военного фото, участники буквально начинают чувствовать дух того времени. И подспорьем здесь – мелодии тех лет, которые организаторы предусмотрительно включают музыкальным фоном.
Еще в команде трудится журналист. Нет, вовсе не затем, чтобы ежедневно описывать будни участников проекта. Хотя это тоже важно. Ведь одно из условий организаторов – каждый снимок должна сопровождать история. История человека, история создания снимка, история событий того периода. Это еще одна немаловажная часть проекта. Порой снимки пылятся в семейных альбомах и совершенно утрачивают свою историю. Не все могут вспомнить даже имена тех, кто на них изображен.
Для того чтобы узнать историю снимка, люди порой проходят трудный, но очень важный и интересный путь. Разговоры с родными, поисковая работа… Даже у самого забытого фото появляется история, люди, на ней изображенные, обретают имена, фамилии, воинские звания и героические награды.
Беседую с участницей проекта Ольгой Кайгородовой. Она в образе своей прабабушки Софьи Алексеевны. Правнучка очень на нее похожа. Сама Ольга Алексеевна работала на заводе № 231 им. К. Ворошилова в городе Уральске Казахстанской области, делала детали. Позже прошла курсы экономистов и сменила род деятельности. Ольга говорит, что участие в проекте ее очень заинтересовало. Ничего сложного вроде бы и не было, но очень утомляет долгое позирование и подбор позы.
Проект стартовал в прошлом году и затронул только Екатеринбург. В этом году его география много шире. Изменилось и его наполнение. Организаторы поставили себе цель воссоздать не только личные фото, но и одну историческую фотографию, характерную для того периода и того города, где они будут работать. Например, в Нижнем Тагиле это будет фото госпиталя. В Ирбите для реконструкции было выбрано фото зимних испытаний мотоцикла, сошедшего с заводского конвейера.
Для реконструкции этого снимка организаторам пришлось набирать целую команду моделей. На площадке все под старину – место, где была сделана фотография 70-летней давности, не изменилось, – костюмы и ставший уже раритетным М-72. Техника – ровесница самого снимка. После схода с конвейера каждый мотоцикл обкатывали. Именно момент тестирования машины запечатлен на фотокамеру.
На фотографии трое мужчин на мотоцикле. За рулем сам легендарный мотопапа Борис Зефиров, личность известная на заводе и далеко за его пределами. В годы войны не только занимал призовые места на мотокроссах, но и трудился в молодой команде механиков на местном заводе. Его роль предстояло исполнить Вячеславу Родыгину, сотруднику Ирбитского музея мотоциклов.
В коляске в шапке-ушанке расположился директор мотомузея Александр Буланов. Он рассказывает, что зимой на колесо коляски ставили лыжу, для лучшей проходимости мотоциклов.
Благодаря поддержке Фонда президентских грантов в 2018 году проект затронет 9 городов: Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Пермь, Уфу, Магнитогорск, Нижний Тагил, Ирбит и Каменск-Уральский. Позже участники проекта «Живая победа» вернутся в каждый из этих городов с итоговой выставкой своих работ.
Светлана Уралова