«Тагильский поднос. 275 лет»

«Тагильский поднос. 275 лет»
13 августа 2021
В залах Ирбитского историко-этнографического музея открылась выставка, посвященная традиционному уральскому народно-художественному промыслу, известному на весь мир – лаковой росписи по металлу или тагильскому подносу. В этом году промысел отмечает юбилей – 275 лет.
Промысел зародился в первой половине XVIII в. Его быстрому развитию способствовали благоприятные условия: покровительство заводовладельцев, их стремление расширить рынок сбыта тагильского металла, производство качественного железа, наличие мастеров, искусных в обработке металла, иконописные традиции, принесенные на Урал старообрядцами.
Металл, выплавляющийся из высококлассной руды, обладал хорошей ковкостью, пластичностью и мягкостью, что позволило делать различные формы подносов: прямоугольные, овальные, многогранные, фигурные. Подносные формы изготавливали используя технологии клёпки и ковки. Клёпаные подносы собирали из нескольких деталей при помощи металлических штырьков и клёпок. Кованые, отковывали специальными молотками из цельных листов кровельного железа, сложив их стопой по 5-6 штук.
Чтобы уберечь изделия от коррозии, их стали воронить, а затем расписывать и покрывать лаком. Такие подносы очень хорошо продавались на ярмарках. В первой половине XIX в. главным мотивом росписи заказных подносов стали сюжетные композиции. Другим распространенным мотивом росписи подносов были фруктово-ягодные и цветочная композиции, когда основу букета в центре подноса составляли два-три крупных, ярких цветка, обрамленных более мелкими цветочками, листьями, травками. При этом тагильские художники использовали оригинальную технику махового письма – на кисть одновременно брали цветную и белую краску и несколькими мазками достигали эффекта объемного письма. Особую известность и популярность расписные изделия приобрели благодаря знаменитому «хрустальному лаку», секрет изготовления которого приписывают крепостному художнику Андрею Степановичу Худоярову. Этот лак отличался особой прозрачностью, прочностью, долговечностью.
В начале XX в. процесс развития подносного промысла складывался сложно. В Нижнем Тагиле начали работать металлообрабатывающие артели, производившие домашнюю утварь. При них существовали цеха по росписи подносов, спрос на которые возрастал из года в год. До 85% выпуска продукции шло на экспорт, преимущественно в Афганистан, Узбекистан и Монголию. В 1930 г. все артели были объединены в единую артель «Металлист».
Наряду с традиционной цветочной росписью появляются подносы, выполненные в стиле авангард и примитив, а также подносы с портретами политических деятелей.
В 1956 г. открылся новый завод «Эмальпосуда», где был цех по росписи подносов. Переход на промышленные рельсы усугубил и без того серьезный творческий кризис, ярко проявившийся в потере художественных традиций росписи.
До 60-х гг. ХХ в. подносы украшались в основном незатейливыми букетиками в технике маховой росписи.
1980-1990-е гг. – это время поиска новых художественных выражений. Благодаря таланту и настойчивости мастеров промысла, Уральская лаковая роспись преобразилась и обогатилась новыми выразительными приёмами и разнообразными мотивами, которые продолжают развиваться и совершенствоваться и в наши дни.
Нижнетагильский музей-заповедник имеет в своей коллекции уникальные образцы подносов, изготовленных в мастерских Худояровых, Кайгородова, Наболина, Голованова, Перезолова, Дубасникова и других.
На выставке представлены лучшие работы тагильских мастеров XIX–XXI вв. Также можно посмотреть три фильма об истории уральской лаковой росписи по металлу.
Выставка продлится до 11 сентября.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений