«Сделайте всё для этого...»

«Сделайте всё для этого...»
29 января 2021
Ирбит и ярмарка — нерасторжимые понятия. Издревле существовало поверье, что не ярмарка появилась в Ирбите, а Ирбит появился на месте ярмарки. В XX веке было установлено, что на месте Ирбитского городища проходил древний меновой торг, на котором, по-видимому, концентрировалась пушнина Северной Евразии, идущая на Средний Восток. Это древнее евразийское торжище можно считать первой ирбитской ярмаркой.
С 1686 по 1925 год в Ирбите проходила всероссийская ярмарка, фирменным товаром которой вновь стала пушнина. После перевода в 1925 году республиканской ярмарки из Ирбита в Свердловск, где она вскоре прекратила свое существование, казалось, ярмарка для Ирбита навсегда стала преданием старины.
Однако в начале XXI века вновь началось возрождение Ирбитской ярмарки, которую уже следует признать третьей по счету. В этой связи представляют интерес современные ярмарки в других странах. Очевидно, что возрождая Ирбитскую ярмарку, как одно из основных национальных событийных мероприятий, следуют учесть опыт подобных мероприятий в других странах, а не изобретать в очередной раз велосипед.
***
Казалось бы, ушедшие навсегда в прошлое ярмарки получили во второй половине XX века новую жизнь в виде так называемых охотничьих ярмарок (охотничьих и сельских ярмарок). Первая охотничья ярмарка прошла в 1958 году в Англии. Вслед за ней они получили распространение в странах Северной и Центральной Европы и Северной Америки, в которых придается особое значение активному времяпрепровождению на природе и сохранению живого сельского наследия.
Классическая английская охотничья ярмарка — это показная британская сельская жизнь во всем ее великолепии. В ходе нее проводятся всевозможные соревнования по полевым видам спорта, и представляется широкий спектр интерактивных возможностей узнать больше о занятиях на природе и британской сельской местности. Это привлекает на нее любителей семейного отдыха и энтузиастов полевых видов спорта (охоты, рыбалки, поклонников лошадей, собак, мотоциклов, и просто любителей сельского народного гулянья).
При этом охотничья ярмарка играет важнейшую роль в культивировании диких корней современной культуры, в воспитании нации через живое сохранение прошлого в сегодняшнем дне. Известный американский эколог Олдо Леопольд писал по этому поводу: «Ценно всё, что напоминает нам о нашем национальном наследии и происхождении, то есть стимулирует ощущение истории. Подобное ощущение можно назвать национализмом в лучшем смысле этого слова. Этот момент, за неимение другого короткого названия, я обозначу как “бревенчатый”».
Охотничья ярмарка проводится только под открытым небом и на площадке, не имеющей искусственного покрытия. Лишь в этом случае можно ощутить историю, прикоснуться к тому, в чем, по словам поэта, «обретает сердце пищу».
Все компоненты охотничьей ярмарки важны. Но, наверное, всё же самый важный — это посвященный традиционным народным промыслам и ремеслам. Он является сердцевиной охотничьей ярмарки, ее душой, ведь он наиболее зримо протестует против промышленного производства.
Олдо Леопольд писал, что современный охотник-спортсмен растерян: «Он не понимает, что с ним происходит. Если для промышленности полезно, что ее приспособления становятся “больше и лучше”, то почему же тот же принцип неприемлем к лесу и болоту? Ему еще не пришло в голову, что спортивная охота и туризм по своему духу атавистичны и требуют простоты, что их ценность — в контрасте с их обычным образом жизни, что механизация стирает контраст, ибо с ней в дикую природу вторгается промышленное производство».
Конечно, современное пребывание загородом уже невозможно представить без изделий фабричного производства. Но, как отмечал Олдо Леопольд: «И все-таки существует предел, за которым фабричные приспособления для спортивной охоты и туризма губят их культурную ценность».
Наверное, традиционные промыслы и ремесла можно сравнить с аппендиксом. Долгое время считалось, что он не нужен человеку, но оказалось, что он является важнейшей частью иммунной системы человека. Так и, казалось бы, совершенно не нужные современной цивилизации традиционные промыслы и ремесла являются важнейшей часть иммунной системы общества — они предохраняют его от потери культурных ценностей и позволяют сохранить этические тормоза, без которых произойдет самоуничтожение человечества.
Таким образом, охотничья ярмарка является контрастом обычному образу жизни горожанина. В этом ее высокая привлекательность, воспитательное значение и важность, как национального событийного мероприятия для самосохранения нации.
***
Имея ясное представление о том, какие цели и задачи решают современные ярмарки, уже гораздо проще возрождать Ирбитскую ярмарку. И именно поэтому все последние годы основное внимание на Ирбитской выставке-ярмарке было уделено «Городу мастеров».
Кажется, что из того, возродится Ирбитская ярмарка или нет, стоит ли ради этого ломать копья? И здесь уместно вспомнить, какое значение придавал возрождению Ирбитской ярмарки при переходе Советской России к нэпу В.И. Ленин. Напутствуя председателя Ирбитского ярмарочного комитета, он сказал ему: «Ну, как у вас там выйдет торговля... сторгуете или не сторгуете, но как можно выше поднимайте ярмарочный флаг... Нам это нужно. Сделайте всё для этого...»
Сила Ирбитской ярмарки была в ее острой потребности для страны. Современный экологический кризис создает острую потребность в событийных мероприятиях воспитывающих экологическую культуру общества. И в этой связи вновь актуальны ленинские слова о необходимости возрождения Ирбитской ярмарки, и его просьба сделать всё для этого.
Михаил Смердов,
директор учреждения культуры и туризма «Ирбитский музей народного быта», учредитель ассоциации «Ремесленники Урала».



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений