Степанова Д.С. Храмы Ирбита

Степанова Д.С. Храмы Ирбита
Христианство и Церковь пришли на Урал с русской государственностью и с русским населением почти одновременно с освобождением Великого княжества Московского и союзных с ним земель от Золотой Орды. Русские переселенцы со стороны Вологды и Устюга Великого постепенно достигли западных предуральских земель.
С учреждением в 1383 году Великопермской епархии идёт более активное освоение Зауральских земель. На территории будущего Ирбитского уезда бытовали в основном языческие племена манси. И первые русские поселения по реке Нице укреплялись по мере сил их насельников в предохранение от набегов инородцев. В Ирбеевской слободе в 1640 году «на яру у брода» построен острожек, а в 1645 г. верхотурский сын боярский В. Муравьев обнёс всю слободу острожной стеной.
Одновременно с жильём поставлена и первая православная церковь (сейчас на этой территории расположено СИЗО). Первые церкви на Урале, при громадном наличии лесов и за неимением мастеров кирпичного дела, были деревянными и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразное, с примыканием в западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие, в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарём был зимним, тёплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарём. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тёсом гладко или большей частью чешуёй, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшие, прямые или вверху полукруглые. Они, так же, как киоты у икон, были из слюды, отчего в церкви стоял полумрак. Иконостасы двух-, трёхъярусные, с полукруглыми вверху царскими вратами, покрытыми сусальным золотом или поталью с накладкой разноцветной фольги. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, многоярусные - круглые или шестигранные. Верх колоколен - шатровый или пирамидальный, с покрытием гладким или чешуйчатым. По такому плану строились церкви в Сибири, такой была и Ирбеевская. Освятили её во имя Сретения (встреча) Господня. Приехали жить сюда люди сильные, неординарные. «Летописец Тобольский о Сибирской стране…» под 1690 годом пишет о явлении мощей некоего чудотворца в Ирбитской слободе.
Деревянные постройки часто горели. Горел и храм, но его спасали, ремонтировали. Однако население слободы росло, храм Сретения Господня ветшал и стал тесен. Жители решили рядом поставить новый деревянный же, а пока идёт строительство служить в старом.
Приобретал всё большую известность у сибиряков и уральцев Ирбеевский торжок, который прижился в новой слободе с первых дней её строительства. Да и жители получали за дни торга значительный доход, позволивший им оставить земледелие и жить на доходы от приёма приехавших гостей. А приехать сюда можно было только в середине зимы, когда замерзали прочно реки, озера и болота. И попадали гости на слободской праздник Богоявление Господне.
С середины ХVII века (1645 г.) ирбитчане и их гости могли посещать службы уже в новом храме, просторнее первого, освящённого по Указу митрополита Тобольского и Сибирского во имя Богоявления Господне. К 1680 году в нём служило уже два священника. Но в 1771 г. «по неосторожности сторожа сгорел старый деревянный храм Сретения Господня». Построенный рядом новый храм тоже начал гореть, но его отстояли.
Христианизация населения за Уралом поощрялась и поддерживалась правительством, однако, священноцерковнослужители жалования не получали, средства на жизнь они зарабатывали исполнением треб и сдачей выделенной им земли в аренду. Этим и объясняется «Указ царя Великого князя Петра Алексеевича от 14 июля 1707 года прикащику Ирбитской слободы Григорию Загурскому … - вернуть земли двум священникам Богоявленского собора на кормление».
В 1716–1726 годы Демидовы положили начало горнозаводскому делу на Урале, что было одной из причин притока русского населения на Урал, в том числе и в наш край. В конце ХVII века на Урале появляются кирпичные заводы - началось сооружение каменных храмов. Частые пожары в слободе побудили и ирбитчан строить храм из камня. Первая каменная церковь заложена рядом с деревянной Богоявленской (сейчас территория районной больницы). Работы начались по получении благословения - грамоты 1765 года из Сибирской епархии «майя 28 за № 836 православным Павлом митрополитом Тобольским и Сибирским для заложения в Ирбитской слободе вместо обветшалой Богоявленской деревянной вновь каменной в то же Богоявление Господне наименование церкви с двумя приделы: Святого славного Пророка Илии и святых Мученики Флора и Лавра». Строили всем миром, то есть «тщанием прихожан», государство в строительстве не участвовало.
Для храмовой архитектуры первой половины ХУШ века характерен стиль московского барокко: сложная форма купола, обилие небольших маковок, кокошников, орнамент, выложенный из кирпича. Такой была Богоявленская церковь.
По грамоте от 5 января 1773 года епископа Тобольского и Сибирского Варлаама дано благословление «на освящение церкви в Ирбитской слободе во имя Богоявления Господня, заложенной в 1765 году». Надо помнить историю 1773-1775 годов, которые были очень тревожными для нашего края - восстание рабочих и крестьян под предводительством Е.И. Пугачёва. И защитили жители ирбитской слободы свои дома и не пустили «злодеев». За «верность престолу» достойная награда от императрицы Екатерины II – слобода получила статус города, его жители - многие привилегии. А имя организатора и предводителя отряда Ирбитских защитников Ивана Мартышева на вечные времена вписали в соборный «Помянник» (сейчас он хранится в фондах ИИЭМ. – Прим. автора). Благодарные жители поминали его за каждым богослужением до 1918 года. И именной позлащенный серебряный ковш, подаренный Ивану Назаровичу Мартышеву Сибирским губернатором Чичериным в память о трудах его на благо слободы, после смерти владельца хранился в ризнице Богоявленского собора (в советские годы вывезен за границу, в 70-е годы выкуплен, сейчас - в экспозиции Исторического музея в г. Москве).
В 40-е годы XVIII столетия за Уралом организовано Екатеринбургское духовное правление, входившее до 1799 года в Сибирскую епархию и подчинявшееся Тобольской духовной консистории. По Указу Синода от 16 октября 1799 года все уральские и зауральские уезды перешли в Пермскую епархию с подчинением Пермской духовной консистории.
29 января 1885 года выделена самостоятельная Екатеринбургско-Ирбитская епархия и духовное правление переименовано в Екатеринбургскую духовную консисторию.

Богоявленская церковь в 1808 году получила статус собора и строилась дальше. «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепкая, ограждена каменною оградою» Пятиглавая двухэтажная. После 1857 года построена новая восьмигранная колокольня. Выше слуховых этажей - помещение для часов. Весь собор приобрёл форму креста. Она стала украшением центральной части Ирбитской слободы.
К 1884 году престолов в ней семь: «первый, в нижней тёплой, во имя Богоявления Господня, освящён в 1773 году, второй, в верхней холодной, во имя Пророка Илии, освящён в 1779 году, третий, в верхней холодней же, пристроенный с западной стороны, во имя Тихвинской Божией Матери, освящён в 1783 году; четвертый в приделе тёплом, внизу с южной стороны, во имя Святителя Алексия Митрополита Московского, освящён 11 февраля 1859 года, пятый, в приделе теплом же, с северной стороны, во имя Святителя Иннокентия, епископа Иркутского, освящен 27 октября 1860 года, шестой, в приделе холоднеем верхнем, с южной стороны, во имя Святаго Благоверного Князя Александра, освящён 11 августа 1873 года и седьмый, в верхнем холоднеем же приделе, с северной стороны, во имя Святой Мученицы Параскевы,освящен 12 августа 1873 года.
Утварию достаточна.
Причта положено по штату издавна священников три, диаконов два, дьячков два, пономарей два же, с 1775 года, т.е. с утверждения Ирбитской слободы городом, вместо третьего священника определён протоиерей. В 1869 году велено дъячков и пономарей именовать псаломщиками. В 1873 году, по новому Высочайше утверждённому росписанию городских и сельских приходов, положено причта при сей церкви: Настоятель 1, Помощников его 2, Диаконов 2 и Псаломщиков 3
Земли при сей церкви усадебной, пахотной и сенокосной нет.
Дома у священноцерковнослужителей собственные, на собственной земле
На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада не имеется; но есть деньги, вложенные в пользу их, в банк на вечные времена
Имеется здание, принадлежащее к сей церкви, ^…..^ каменный одноэтажный дом на церковной земле, близ церкви. Дом сей, первоначально выстроенный в 1820 году обер – офицерской женой Пелагеей Ивановной Рудаковой, по благословению Преосвященного Иустина епископа Пермского и Екатеринбургскаго, на пяти саженях в длину и ширину и покрытый тёсом в 1866 году по ветхости его разобрали до основания. В том же году с благословения Высокопреосвященного Неофита архиепископа Пермского и Верхотурского, Ирбитским городским головой, купцом Александром Дробининым, на пожертвованные Ирбитским Городским обществом деньги 5800 руб., сложен вновь в длину на 9 и ширину на 6 саженей и покрыт железом.
Разстоянием сия церковь от Консистории в 603 верстах…».
Украшался храм внутри вкладами жителей и гостей. Сохранилась запись в отчётной книге собора от 10 апреля 1822 года «о причислении в собственность сего собора образа Божией Матери и показанных по описи вещей и денег, собранных в приклад юродивым Иваном и заводскою женкою Комаровою». В этом же году ещё поступление – «В городе Туринске мещанином Иваном Силиным по подряду писан образ Знамения Пресвятой Богородицы. Принесён и передан в Богоявленский собор». На обороте доски подпись: « Писан в городе Туринске 1817 года октября дня мещанином Иваном Силиным». Ирбитский городничий Заев даёт приказ её описать
Приписаны к сей церкви: кладбищенская Свято – Троицкая, Николаевская (в тюрьме) и две каменные часовни. Одна в городе Ирбите внутри гостиного двора в честь Иверской иконы Божьей Матери, а другая в поле в 4-х верстах от города близ приходской деревни Кекур во имя Преображения Господня и деревянная Власиевская. В 4 – х деревнях: Чусовской - Казанская, Фоминой - Пантелеймоновская, Ерзовке – Петро-Павловская, Шмаковой - Успенская.
С каждым годом увеличивалось население города Ирбита, увеличивались и приходы городских церквей. В 1915 году настоятелем собора служил протоиерей Иоанн Владимирович Сторожев (37 лет), священниками Валериан Арсениевич Сабинин (47 лет) и Вениамин Алексеевич Крутиховский (46 лет), дьяконом - Василий Евгеньевич Кузовников (51 г). В приходе собора – северная часть Ирбита (160 домов) и 11 деревень: Чусовская (110 домов), Шмакова (127 домов), Фомина (750 домов), Бобровка (13 домов), Лиханова (31 дом), Ерзовка (34 дома), Малыгина (34 дома), Мордяшиха (32 дома), Кокшариха (29 домов), Гаёва (39 домов), Кекур (40 домов). Всех домов 724, в них проживает 2532 мужчины, 2536 женщин.
Возле собора в конце XVIII века захоронен писатель, просветитель, сотрудник журналов Н.И.Новикова «Трутень» и «Живописец», прокурор Пермской губернии Иван Иванович Панаев (1753 – 1796).
В 1930 –е годы здание разрушено, кирпич частично использовали на строительстве «Уралмаша».
Сохранился дом, построенный после 1866 года на церковной земле рядом с собором, (сейчас на территории районной больницы – прим. автора)

Свято - Троицкая церковь.
В 1771 году Святейший Синод запретил погребение мертвых тел при церквах, в черте города и предписал отводить для этого особые кладбища в удобных местах на расстоянии не ближе ста саженей от «городского жила», и строить при оных церкви. Кладбища велено обносить плетнём, забором или земляным валом.
Указ Священного Синода ирбитчане выполнили уже после событий 1773-1775 годов. За городской чертой выделено место для погребения мёртвых тел и была поставлена деревянная однопрестольная церковь во имя Святой Троицы. Кладбище, которое «находится на запанной стороне города, за его чертой на горе около «Камышловского тракта». ^…^. Занимает высокое красивое место с густым березовым лесом. Поэтому служит местом «прогулки» для горожан ^…^». Однако, к началу XIX века здание храма сильно обветшало, решили поставить каменный», что и было выполнено в 1835 году на основе чертежей из альбома «образцовых» проектов церквей, составленных архитекторами И.И. Шарлеманем и А.А.Михайловым. Храм наделён ясным и выразительным силуэтом. Фасадный декор очень сдержан. Хорошо сохранились иконостасы второй половины Х1Х века. Возводилась церковь «тщанием прихожан всего города. «Зданием каменная, одноэтажная, с таковою же колокольнею, крепкая, при ней устроена ограда ^….^. Престолов в ней три: в настоящей холодней – во имя Живоначальныя Троицы; в приделах: тёплой с южной стороны – во имя Успения Божией Матери, а с северной стороны – во имя Архистратига Михаила ^….^.
С юго-западной стороны от паперти находится могила почившего в 1906 году юродивого Пантелеймона Егоровича Егорова, память коего чтится всеми гражданами и на погребение коего был весь город».
Приписана к Богоявленскому собору.
Службу в ней ведут по просьбам горожан священноцерковнослужители всех городских церквей в праздники Живоначальной Троицы, в дни Сошествия Святаго Духа, Успения Божией Матери, Архистратига Божия Михаила и другие дни по просьбам жителей города и уезда. Причта при ней неположено. Земли при сей церкви нет, кроме отведённой под кладбище. Рядом ветхая деревянная изба с сенями и амбаром для церковного сторожа.
От Богоявленского собора в одной версте».
Единственная церковь Ирбита, не закрывавшаяся за все годы советской власти.
Здание является памятником как образец церковных зданий позднего классицизма.
Для Урала ХIХ век оказался очень плодотворным для храмового строительства. Храмы возводились тщанием, как прихожан, так и благотворителей. На общественные средства построены церкви в городах Камышлове и Ирбите.
Их строили лучшие зодчие - из дерева, камня с резьбой, росписью, позолотой. Прихожане шли на службы нарядно одетые, здесь совершались самые важные события в жизни человеческой (рождение, смерть, вступление в брак).

Храм СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание данной церкви строилось три раза. Первая деревянная сгорела 26 января 1771 года. Вторая заложена рядом с гостиным двором в 1786 году каменная двухэтажная, освящена 12 февраля 1794 года в честь этого же события, что и прежняя. Но выбранное место оказалось неудачным – был слабый грунт. «По непрочности ея и угрожению падением разобрана в 1846 году до основания. На место ея в том же 1846 году 28 июля заложена третья каменная одноэтажная, окончательно выстроена и распространена в 1854 году.
Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, оградою не ограждена.
Престолов в ней пять: первый во имя Сретения Господня освящён 1848 года июня 11 дня. Второй – во имя Святителя и Чудотворца Николая освящён 1848 года ноября 23 дня. Третий - во имя Великомученицы Екатерины освящён 1850 года февраля 1 дня. Четвёртый - во имя Рождества Пресвятыя Богородицы освящён 1871 года июля 18 дня и пятый, устроенный над папертию под колокольнею - во имя Святых Мучеников Флора и Лавра, освящён 1846 года 24 апреля.

Утварию достаточна.
Причта по штату и указу Консистории 1873 года положено: настоятель, помощник настоятеля и два псаломщика.
Земли усадебной, пахатной и сенокосной не имеется…..
На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада не получается, а содержатся они денежным вознаграждением прихожан за исполнение христианских треб и разными от прихожан подаяниями ^….^.
Приписаны к сей церкви две часовни: каменная во имя Святых Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких в приходской деревне Кирилловой, устроенной в 1864 году вместо прежней деревянной. Вторая – каменная во имя Святых Апостолов Петра и Павла в приходской деревне Бердюгиной, построена в 1875 году вновь.
На 1902 год в штате храма – три священника, один диакон, три псаломщика. Прихожан обоего пола 4357 человек.
Приписаны к сей церкви - Пантелеймоновская каменная однопрестольная, освящена в 1895 году, и восемь деревень: Грязнуха в 1 версте, Буланова в 3 вер., Чусовая в 10 вер., Мельникова в !,5 вер., Подкорытова в 2 вер., Трубина в 4 вер., Кириллова в11 вер., Бердюгина в 7 вер.
С началом советской власти приход Сретенской церкви значительно уменьшился: в 1930 году – 973 прихожанина.
С организацией в гостином дворе в 1928 году завода-школы жизнь храма, расположенного в центре города, очень осложнилась. В июне 1930 года окрадмотдел «попросил» предоставить подвал Сретенской церкви «под центральное паровое отопление ирбитской школе – фабрике».
В начале января 1933года на дверях храма появилось объявление «Доводится до сведения верующих Сретенской церкви, что по постановлению Уралоблисполкома от 21.12.32 г.. № 4366 подлежит закрытию церковь - городской Совет к исполнению решения будет приступать с 10 января 1933 года. Городской Совет».
Сейчас храм в разрушенном состоянии.

Храм ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
Самый молодой храм в городе и строился на его средства. Здание каменное одноэтажное в русском стиле. Строительство начато в 1859 году – окончено в 1871 году. Престолов в ней три: «главный в честь Воскресения Христова устроен и освящён в 1883 году. В северном приделе во имя Св. Праведнаго Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы устроен и освящён в 1873 году. В южном – во имя Покрова Пресвятой Богородицы устроен и освящён в 1873 -же году». Из причта определены настоятель и псаломщик. С открытием прихода и до 1881 года оба получали оклад от Правления общества владельцев гостиного двора, а с переходом гостиного двора к имуществу города - от городской управы.
К храму приписана часовня во имя Преподобных Осии и Андрея Критского.
Прихожан у этого храма было мало: 181 двор - душ муж. 441, жен.494.
В 1929 году в феврале месяце «при перевыборах в городской Совет трудящиеся Ирбита подняли вопрос о передаче Воскресенской церкви под клуб. В настоящее время это постановление утверждено и начата перестройка церкви», писала газета «Уральский рабочий 27 июля 1929 года. В нём предполагалось открыть клуб пищевиков.
В 1965 году храм взорван.

Храм во имя СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕЛИТЕЛЯ ПАНТЕЛЕЙМОНА
Часть жителей города 23 сентября 1883 года внесло на рассмотрение собрания городской Думы план и фасад на постройку часовни во имя Св. В.М. и Целителя Пантелеймона на свои средства.
На одном из заседаний ирбитской городской Думы 1889 года рассматривалось заявление ирбитчан с просьбой о пособии от города «на окончание строящейся часовни». По окончании строительства приписана к храму Сретения Господня.
В 1895 году произведена небольшая перестройка здания и бывшая часовня освящена как церковь – одноэтажная и однопрестольная.
18 августа 1929 года на общем собрании в Пантелеймоновском храме 120 ирбитчан приняли решение об объединении общин Пантелеймоновской и бывшей Воскресенской церквей.
С сентября 1934 года комиссия от городского Совета и горкомхоза начала просить облисполком о закрытии Пантелеймоновской церкви.
В конце 1940-х годов она закрыта.
Разрушена в начале 1970-х.

Храм во имя СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
6 июня 1775 года Сибирским губернатором Д.И.Чичериным торжественно открыт новый российский город Ирбит. Началось возведение необходимых для его жизнедеятельности учреждений. К сентябрю 1841 года закончено строительство присутственных мест, казначейства и тюремного замка (из камня – моё прим.).
В восточной части здания для арестантов построена домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Библиотек в тюрьмах не было, но инструкцией разрешалось чтение религиозных книг. В фонде ИИЭМ хранится книга «Новый завет», выполненная готическим шрифтом и изданная в С.-Петербурге в 1817 году с наклеенным экслибрисом «Из С.-Петербургской городской тюрьмы». Учитывая, что грамотных в Ирбитском уезде к 1870 году был один человек на 2000 жителей, то читал её только священник. Арестанты посещали церковные службы домовой церкви.
Каменная одноэтажная приписана к Богоявленскому собору.
Закрыта в сентябре 1919 года.
В 80-е годы разобрана.

Часовня в честь СВЯТЫХ, ПРАЗДНУЕМЫХ 17 ОКТЯБРЯ И АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
17 мая 1890 года на очередном заседании городской Думы прочитан доклад городской Управы о постройке в городе Ирбите каменной часовни в память событий 17 (30 н.ст.) октября 1888 года, в память чудесного спасения семьи Его Императорского Величества Александра III при крушении поезда на станции Борки (ударение на 1 слог). Мещанское общество предложило «для постройки часовни место на Сенной площади по Александровской улице по направлению от храма Воскресения Господня в восточную сторону напротив Площадной улицы. Сейчас это место занято временными лавками.
Принято решение: временные лавки, поставленные на избранном месте для постройки часовни, снести и на расстоянии десяти саженей».
Часовня приписана к приходу Воскресенской церкви.
Разрушена в первые годы советской власти.

Часовня ИВЕРСКОЙ иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ
С ростом оборотов ярмарки, увеличения числа прибывающих гостей на торг, идёт активное освоение городской территории. Тесно торговым рядам около Торговой площади. Строительство гостиного двора начато южнее, где летом ещё болотистые места, не заросшие озерки, маленькие речушки. Вот и на плане «Пермского наместничества городу Ирбиту» (около 1818 г) в центре гостиного двора - озеро.
Во время строительства в городе Ирбите последнего каменного гостиного двора в первой половине XIX века на месте высохшего озерка и поставлена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери.
По получении разрешения от губернатора на открытие ярмарки, от Богоявленского собора вокруг гостиного двора проходил крестный ход. Он заканчивался около часовни Иверской иконы Божией Матери молебном. Затем поднимали ярмарочный флаг, и начинался торг.
Подвальное помещение использовалось для хранения непроданного товара до следующей ярмарки с оплатою 10 рублей в год
Каменная, одноэтажная.
Приписана к Богоявленскому собору

МЕЧЕТЬ
Построена в конце XIX века, несколько позднее в ней открыта средняя духовная школа мусульман (медресе). С начала ХХ века екатеринбуржец Зайнетдин Агафуров выделял деньги для помощи учащимся Ирбитского медресе, на содержание мечети.
В 1927 году в здании мечети ещё собирались для службы верующие мусульмане.
Позднее, в советское время в здании мечети расположился водочный завод.
Сейчас - магазины, частный музей «Народного быта».

2 февраля 2013 г.
Д.С.СТЕПАНОВА, краевед



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений