Война отняла детство у них, но они подарили детство нам

Война отняла детство у них, но они подарили детство нам
1 июля 2016
Проходит время, но память о Великой Отечественной войне продолжает жить в сердцах людей. Дети войны – это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, их детские годы пришлись на времена горя и лишений для всей страны. Генриетта Семеновна Чернова, жительница города Ирбита, прошла через всю войну и не понаслышке знает, что это такое.
Когда началась война, Генриетте Семеновне было всего 11 лет. Жила она в деревне Антоновой в обычной деревенской семье: мать, Софья Фоминична Еговетина, работала уборщицей, отец, Калугин Семен Николаевич, – счетоводом. Мне удалось встретиться и побеседовать с ней.
- Как для вас началась война?
- В воскресенье, 22 июня, отца вызвали в военкомат. Вся семья очень переживала, с 22 июня по 9 августа его два раза вызывали и оставляли, а взяли уже 9 августа. Я поехала с отцом в Ирбит, чтобы проводить его. Отец ушел в военкомат, а я осталась у бабушки. Потом он вернулся и сказал: «Все, меня взяли». На вокзал я его не проводила, потому что долго плакала и уснула, а отец будить меня не дал. Проснулась, а его уже нет. Так мы и остались: мама и пятеро детей (три девочки и два мальчика). Я была самой старшей.
- Что случилось с отцом после того, как его мобилизовали? Вернулся ли он домой?
- Отец с фронта не вернулся. Когда он приехал в часть, то написал, что находится на северо-западном фронте. Вначале служил при штабе, но в декабре 1942 года написал, что уходит на передовую. В марте мы получили еще одно письмо – пропал без вести. Я везде искала информацию о нем. Ничего неизвестно. Только одни и те же слова: Калугин Семен Николаевич считается без вести пропавшим.
- Чего вам больше всего не хватало в те года?
- Всего: и одежды, и еды. Ягоды собирали и сдавали, на эти деньги могли купить метра два материала. Нам, то есть детям, давали по 200 граммов хлеба, а рабочим по 600. Даже мыло распределялось на рабочих, его не хватало, поэтому мылись мы золой. Насыпали ее в воду, ждали, пока настоится, и мылись. Ботву у свеклы срезали, из нее суп варили, лепешки из крапивы стряпали, картошку не чистили, а просто мыли и натирали. Всякое было… Тяжело было, но мы хотя бы не слышали и не видели бомбежки.
- В военные годы дети трудились наравне с взрослыми…
- С одиннадцати лет я помогала копать картошку колхозникам, там руки и надорвала - носила ведра по восемь килограмм. Коров пасла - за это могли и накормить, и молоко дать. Когда мне был уже 13 лет, начальник сказал, что не хватает рабочих, нужно было помогать готовить делянки, делать крампоны. (Крампон – приспособление для сбора живицы – Прим. авт.). Тогда я училась в 5 классе, ходила в школу в деревню Лебедкину за пять километров. Сдала все экзамены, меня перевели в 6 класс, и я пошла работать. Лето я проработала, а осень вновь пошла в школу, но проучилась только две недели, так как заболела мама, и я стала работать за нее уборщицей в конторе. Мы все очень переживали, когда она заболела. Случись что с ней, куда бы мы пошли, пятеро детей? Мама проболела два месяца, а потом пошла на поправку, но в школу я больше не вернулась. Весной 1944 года маму перевели работать в детский сад, а я так и осталась работать уборщицей вплоть до 1945 года.
- Вы интересовались новостями с фронта?
- Радио у нас не было, приходила одна газета на предприятие, оттуда все узнавали. Помню, газета придет, мы прочитаем, где сейчас находятся наши войска, и ищем на карте это место.
- Какая была самая страшная минута войны для вас?
- Когда пришло сообщение о том, что отец пропал без вести. Я и сейчас не могу забыть об этом, постоянно вспоминаю, и слезы наворачиваются на глаза. Ему ведь тогда было всего 32 года…
- Были ли радостные моменты?
- Все время жили в недостатке, радоваться было нечему.
- Что для вас значит слово «война»?
- Горе.
- Как вы считаете, уделяется ли ветеранам Великой Отечественной войны должное внимание?
- Мне, как всем детям погибших, дают по 500 рублей в год, также поздравляют с днем рождения и другими праздниками. Вот перед этим 9 мая приходили, принесли открытку и шоколадку.

Не мне судить, много это или мало для того, чтобы показать ветеранам наше уважение и любовь к ним. Но в одном я уверенна точно, мы не должны забывать, что они сделали для нас. Детям войны рано пришлось стать взрослыми. Война отняла детство у них, но они подарили его нам.
Полина Шубина



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений