Быт и нравы ирбитчан

Быт и нравы ирбитчан
18 июля 2006
Дорогие друзья, предлагаем вашему вниманию выставку, которая в ближайшем времени откроется в одном из залов Ирбитского историко-этнографического музея.
Предметы, представленные здесь, рассказывают об особенностях быта, видения мира, основных занятиях, нравах жителей Ирбита и Ирбитского уезда в XVIII–XIX веках, о той роли, которую играла в их жизни ежегодная, знаменитая на всю Россию, ярмарка.
Ярмарка имела не только всероссийское, но международное значение. Из Москвы, других городов и фабричных сел России шли платки, шали, ткани, кожи, москательные товары, фарфор. Уральские заводы слали медную посуду, железные изделия. Славилась ярмарка пушниной, посреднической торговлей хлебом, чаем.
Экспонаты витрин напоминают о том, как в конце января – начале февраля каждого года в Ирбите все было готово к началу торга: ждали гостей рестораны, трактиры, буфеты, театр, цирк… в пассаже ежедневно играла музыка.
Представим, с каким волнением собиралась на ярмарку в сопровождении отца, брата или мужа крестьянка, жительница одного из уездных сел.
Для наших предков полотенце являлось обрядовым и непременным атрибутом разнообразных ритуалов, которыми раньше (да и сейчас) была наполнена человеческая жизнь, потому что ритуалы порождены обычаями и традициями народа.
Полотно на полотенце сельские мастерицы ткали из льняной пряжи на небольших домашних ткацких станках, затем резали на куски, украшали вышивкой, узором – «мережкой», кружевами. Экспонируемые полотенца представляют из себя часть приданого, которое к замужеству готовила каждая девушка, постепенно наполняя сундуки «горки».
Наведен порядок в доме, молодая женщина торопится: нужно попасть в Ирбит к началу ярмарки, успеть к крестному ходу.
Венчает наряд красавицы верховая ажурная шаль. Такие шали использовали в Ирбитском крае как нарядную часть одежды женщины мещанского или крестьянского сословия. Экспонируемая шаль интересна тем, что как раз и была куплена крестьянкой Евгенией Никаноровной Подкорытовой на Ирбитской ярмарке.
Об одежде и быте Ирбитских мещан – городских жителей напоминают экспонаты следующей витрины. Центральное место в экспозиции занимает наряд городской модницы – более яркий и дорогой. Недаром говорят, что костюм – зеркало жизни общества на определенной ступени исторического развития.
Экспонируемая одежда относится к концу XIX – началу XX веков. Шелковая, отороченная черным бархатом юбка, расклешенная книзу, гармонирует с черной накидкой, они были в большей моде в XIX веке, надевались, в основном, на открытые плечи «для согревания и красоты» и назывались мантильками. Из под мантильки выглядывает модная в то время присборенная блуза, такие носили на выход. Лайковые перчатки с вышивкой по краю и кожаная сумочка, привезенная на ярмарку из Японии, дополняют ансамбль.
Что могли увидеть и купить в ярмарочных рядах обладательницы демократичных нарядов? Какая женщина останется равнодушна к фарфоровой посуде?
Перед нами в витрине сервиз знаменитого гарднерского фарфора. Русская фабрика фарфора была основана Ф. Я. Гарднером в с. Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии во второй половине XVIII века. Изделия фабрики славились благодаря матово-молочной полупрозрачности фарфора, красочной цветовой гамме живописи по фарфору; наиболее известными считаются, так например, орденские сервизы конца XVIII века, серия жанровых фарфоровых фигур из русской жизни (почтальон, торговка, дворник). В ИИЭМ имеются фарфоровые фигурки, изображающие вогулов, трубочиста.
В конце XIX века Горднеровская фабрика была куплена фабрикантом Кузнецовым. Изделия кузнецовского фарфора и фаянса – столовая и чайная посуда так называемая «трактирная» посуда с пестрой росписью, «роскошные» сервизы с обильной позолотой довольно высокого качества, но смотрятся безвкусно, аляповато. Впрочем, данная посуда как нельзя больше подходила пестрому в ярмарочную пору Ирбиту.
Согревшись и напившись чаю, можно было продолжать путешествие по ярмарке, чтобы поглазеть на изумительные произведения каслинских мастеров, в которых видятся морщины коры старых деревьев, легкая грусть опавшей осенней листвы и старой хвои, весенняя ажурность древесной кроны. Несмотря на видимую легкость и хрупкость, предметы каслинского художественного литья поражают долголетием и прочностью. Производились эти удивительные вещи на чугуноплавильном и железоделательном заводе, который появился в XVIII веке на берегу озера Касли.
Завершая краткий экскурс в историю хочется сказать: вещи, что окружают нас в быту сейчас, впоследствии будут хранить память о наших нравах, особенностях быта, человеческих взаимоотношениях сегодняшнего дня, так же, как молчаливые свидетели прошлого, с которыми мы познакомились сегодня.

Василий Сухих



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений