«Только надо хотеть жить…»

«Только надо хотеть жить…»
10 ноября 2010
Эта фраза из первого же монолога главного героя «зацепила» сразу. И вроде еще ничего не произошло. Просто пожилой мужчина разговаривает с единственным существом, которое, по его мнению, может понять все его переживания и сомнения - сизокрылым обитателем московских крыш. Просто потому, что каждый мечтает о том, чтобы кто-то был рядом. Потому что одиночество – главная беда этого мира.
В центре сюжета четыре одиноких пожилых человека. Мужчина, которого взрослая дочь привезла в столицу из «глубокой провинции» после смерти матери, и три женщины – потенциальные невесты «перспективного» вдовца, чью судьбу так старательно пытаются устроить взрослые дети.
Где-то в середине первого акта ловишь себя на мысли: сюжет «Ретро» очень близок к другой постановке ирбитской драмы – спектаклю «Еще не вечер», который ирбитчане могли видеть в прошлом сезоне театра. Но постепенно это ощущение улетучивается. Другие судьбы, другие отношения. Да и режиссер спектакля Валерий Медведев создал свою постановку совсем по-другому. Иное решение сценического пространства, иной характер и мелодика повествования. И перед зрителем разворачивается совсем другая реальность, где общего с той, предыдущей, только четыре одиночества, каждое из которых даже к самому себе относится по-разному.
И тут нужно отдать должное актерам ирбитского театра. Каждый из них был настолько органичен в своей роли, что достаточно часто грань между постановкой и реальностью становилась практически неощутимой.
В театральном фойе после премьеры зрители даже высказывали мнение: спектакль получился, потому что большинство актеров, занятых в постановке – приглашены из других театров. Увы и ах, любителям критиковать ирбитский театр! По-настоящему «приглашенный» в этом спектакле только исполнитель роли Николая Михайловича - Игорь Локотанов. И хотя его игра, на самом деле, доставляет ценителям театра (к коим скромно себя относит автор данного материала) истинной удовольствие, достоинств остальных актеров это нисколько не умоляет.
Каждый из них смог тонкими штрихами прорисовать образ своего героя, сделав его «абсолютным». Обаятельные воздушность и оптимизм Розы Александровны (в исполнении Элеоноры Землянской), за которыми в редкие, и от того еще более трагичные, моменты ясно видно одиночество и страх этой пожилой артистки балета. Приземленность и прагматизм Нины Ивановны (ее сыграла Зоя Петренкова), с которыми она живет по принципу: а по-другому просто нельзя. И относительная стабильность и целостность личности Дианы Владимировны (роль которой исполнила Татьяна Холстинина), уже хотя бы потому, что в ее жизни есть «свои» люди.
Да и «молодежь» в спектакле не уступает. Легкая «истеричность», которой Оксана Иванова наполнила образ Людмилы - женщины, осознающей, что одиночество, тяжелой пеленой накрывшее ее отца после смерти матери, практически догма и избежать его очень сложно – особенно выразительна на фоне «плоскостного» образа ее мужа Леонида, которого сыглал Ярослав Кожин, человека, для которого есть только его мир и «антиквариат» в лице тех, кто уже не на главных ролях..
И пусть героев по ходу повествования ждет множество комических ситуаций, связанных с недомолвками детей, «тайными» желаниями одиноких тетушек. И пусть зритель с удовольствием смеется, реагируя на очередной «жест» простоватого, но в то же время безгранично мудрого главного героя. Комедией спектакль от этого не становится. На протяжении всего действия сохраняется очень явственное ощущение невысказанной грусти. Создатели, пытаясь определить жанр постановки, назвали ее «Мечтой о счастье в двух действиях».
Мечтой расстаться с одиночеством, для осуществления которой у многих из нас не хватает ни времени, ни сил. И быть может, поэтому единственными существами, которые согласны разделить с любым человеком его одиночество, сделав его чуть менее тягостным, остаются сизокрылые обитатели московских крыш.

Юлия Берсенева



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений