Театр никогда не умрет

Театр никогда не умрет
26 Марта 2005
Театр – одно из древнейших искусств. Споры о том, что театр умрет, возникали в истории не раз. То церковь запрещала театральные представления, то возникшее новое искусство кино должно было, по мнению специалистов, уничтожить театр. Потом у театра появился еще более мощный конкурент – телевидение. А теперь - всемирная информационная сеть Интернет.
Театрам действительно очень часто приходилось выживать, ибо театр – это дорогая «игрушка». Но все же театр выжил. И он по-прежнему привлекает публику. Привлекает тем, чем не обладает ни одно искусство – живым человеком.
Точная дата возникновения театра неизвестна. Во всяком случае, его возраст приближается к трем тысячам лет. Само слово театр – греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Однажды возникнув – театральное искусство развивалось вместе с жизнью самого человечества.
И все же театр рождается для каждого из нас как бы заново. Когда мальчики играют в «автомобильных гонщиков» или в «шпионов» - разве это не спектакль, не представление? Когда девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры – не свой ли это маленький домашний театр, где у каждого – своя роль?
Младенческий театр сформировался из игр, обрядов, песнопений первобытных, древних народов. В этих играх рождались диалоги. А диалог – это основная форма сценической речи.
Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Греки подарили миру и новый вид литературы – драматургию, литературу для сцены. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные две с половиной тысячи лет назад (в V-IV в. до н.э.), которые не устарели до наших дней и поныне входят в репертуар современных театров. Это – «Царь Эдип», «Антигона» Софокла; «Медея», «Электрос» Еврепида; «Прометей» Эсхила; «Лисистрата» Аристофана; «Хвастливый воин» Плавта и другие.
В Древней Греции спектакли играли под открытым небом в огромных амфитеатрах, архитектура которых несколько напоминала наши современные стадионы. Чтобы казаться выше и быть виднее, актеры привязывали к ногам деревянные подставки – котурны – и надевали огромные маски, которые «смеялись» или «плакали». А чтобы было лучше слышно, актеры пользовались рупором: тогда ведь не было микрофонов и усилителей! Но в современном исполнении античные трагедии и сегодня продолжают нас волновать, потому что уже в те далекие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, любви, благородству, сыновнего долга, дружбы, преданности.
Уже тогда зазвучала в театре ненависть к войне, горячее стремление к миру.
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. В XI веке на Руси появились скоморохи – бродячие актеры – потешники, шутники, музыканты, певцы, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Что они играли? Шутили со зрителями, разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных. Театр здесь отчасти сливался с цирком. Главный герой скоморошьих представлений – веселый и ловкий мужик, всегда умевший перехитрить злого и глупого барина.
Скомороший театр окончил свое существование в 1648 году, когда царь Алексей Михайлович запретил выступления бродячих актеров. Запретить скоморохам выступать со своими шутками  и прибаутками оказалось довольно просто. Но можно ли запретить существование театра? Конечно, нет.
Сценическое искусство продолжало жить. И в 1672 году в России, в Москве, при дворе Алексея Михайловича был учрежден первый Придворный театр. Но создание первого русского профессионального театра произошло позднее, в середине XVIII века, и связано с деятельностью Федора Григорьевича Волкова (1728-1763 гг.). Он собрал группу любителей, которая стала выступать в Ярославле. Слава о ней дошла до Петербурга, в котором до той поры шли спектакли только иностранных трупп – немецких и французских. Узнав об успехах молодых ярославцев, императрица Елизавета Петровна вызвала их в Петербург и решила создать в столице публичный театр. 30 августа 1756 г. был издан указ об учреждении «русского для представления трагедий и комедий публичного театра». Директором театра стал выдающийся поэт, драматург и театральный деятель Александр Петрович Сумароков (1717-1777 гг.). Помещение для театра выбрали на Васильевском Острове. Почти одновременно с театром Волкова в Петербурге, в середине XVIII века в Москве начал действовать публичный театр, созданный при Московском университете. На базе этой труппы несколько позже родился профессиональный театр. Спектакли давались в деревянном здании, находившемся на месте нынешнего Большого театра. В 1805 г. оно сгорело, и почти двадцать лет в Москве не было хорошего театрального здания. Только в октябре 1824 г. состоялось открытие Малого театра, которому с самого начала принадлежала выдающаяся роль в истории умственного развития общества.
С этого периода началась пора становления и оживленного развития провинциального театра. Число провинциальных трупп росло год от года, завоевывая все новые и новые города. Так в 1843 году на Урале открылся первый профессиональный театр, а в 1846 году театр открылся уже и в Ирбите.
В 2004 году Ирбитский театр открыл свой 159-й предъюбилейный сезон. А в 2005 году в международный день театра, 27 марта, в нем состоялась премьера нового спектакля по пьесе Л. Жуховицкого «Последняя женщина Дон-Жуана».
Дорогие ирбитчане, добро пожаловать на премьеру.

Сергей Шипулин,
главный режиссер театра