Александр Грищук: «Суше однозначно предпочту море!»

Александр Грищук: «Суше однозначно предпочту море!»
23 июля 2011
В последнее воскресенье июля по всей стране традиционного отмечается День военно-морского флота. Долго искать героя материала, посвященного этой теме, не пришлось. Человек, несколько лет отдавший морю, сегодня продолжает служить, но уже на суше. Мне удалось задать несколько вопросов экс старшему лейтенанту ВМФ России, а ныне заместителю начальника «Ирбитского» межмуниципального отдела МВД России, подполковнику внутренней службы Александру Грищуку.
- Александр Николаевич, расскажите для начала, как вы попали  в морфлот?
- Честно говоря, это была моя мечта детства – стать моряком, читал много книг о морских путешествиях. И вот в 1989 году она начала сбываться. 26 июля я поступил в высшее Военно-морское инженерное училище им. Дзержинского, на электротехнический факультет классно-водных кораблей. Через пять лет его закончил. Учеба была крайне сложная. На первый курс по специальности эксплуатация электроэнергетических систем надводного корабля поступило 50 человек. Выпускниками стали из них всего 17. Отбор был достаточно жесткий, но зато качество подготовки очень серьезное.
- Чему учили? И по каким предметам больше всего «гоняли»?
- В нашей специальности упор был сделан на общеобразовательные дисциплины. Высшая математика – сложный курс был, сдать который смогли далеко не все. Теоритические основы электротехники, теория корабля, где изучали общее его устройство, те силы, которые на корабль действуют, условия остойчивости и многие другие тонкости. Заучивали их твердо, даже сегодня, когда рассказывают по телевизору о какой-либо произошедшей аварии, я вполне могу смоделировать ситуацию, почему она произошла, и отсеять ту информацию, что дается в СМИ от реальных событий, которые произошли.
- Закончили вы в 1994 году…    
- Да, попал служить на тяжелые крейсер «Петр Великий». Он тогда базировался в балтийском заливе и находился еще в стадии достройки, хотя и был спущен на воду. Служил в первом экипаже крейсера, приложил, так сказать, руку для ввода его в строй. Прослужил на нем четыре года, затем меня по состоянию здоровья списали с плавсостава, служил на Дальнем востоке, в учебном центре. Затем попал в милицию.
- Сегодня вы подполковник, а на флоте, насколько я знаю, дослужились до старшего лейтенанта?
- Верно, уволен я был именно в этом звании, хотя до капитан-лейтенанта не дослужил буквально два месяца и два дня. Но на суше восстановился уже капитаном.
- В ВМФ, я смотрю, несколько иная система званий?
- Да, звания делятся на несколько групп. Младшие рядовые – это матросы и старшие матросы; младший начальствующий состав представляли старшины 1-й, 2-й статей, главные старшины, главные корабельные старшины; затем идет мичманский состав, а за ними уже идут офицерские звания: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан-лейтенант – это младший командный состав. Выше их идут старшие офицеры – капитаны 1,2 и 3 рангов. Ими уже командует офицеры высшего эшелона – контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и адмирал флота.
- Как проходила служба? Чем приходилось заниматься и где плавать?    
- На корабль я пришел служить командиром электротехнической службы в составе электромеханической боевой части. В моем ведении было обеспечение током энергетических систем корабля. Единственное, что, поскольку корабль, был еще полностью не достроен, я так и не успел на нем выйти в открытое море. Был только лишь переход из балтийского завода в кронштадтский док.  
А вот, пока учился, удалось много, где поплавать. 1991 году мы ходили из Севастополя в Кронштадт, проходили Средиземное море, пролив между Сицилией и Аппенинским полуостровом, откуда берет начало легенда о двух скалах – Сцилла  и Харибда, Гибралтарский пролив проходили мимо «геркулесовых столбов». Годом раньше выходили в Баренцево море, на эскадренном миноносце «Окрыленный», отрабатывали задачи на боевом корабле. На втором курсе была большая практика – почти месяц мы в море пробыли. На третьем курсе мы в Германию ходили, там в начале ноября попали в очень страшный шторм, тогда впервые узнал, что такое море и каким оно может быть.
- Вообще жизнь в море и на суше отличается?    
- Конечно, на флоте вообще другие традиции и устои. Вначале были даже трудности с адаптацией к немного другой жизни, к определенному сленгу, к определенным отношениям внутри личного состава, к уставу, который подразумевает, что при аварии, находясь в аварийном отсеке, ты должен задраить его, хотя и заешь при этом, что, скорее всего, погибнешь. Но это уже делается на автоматизме.
Существуют определенные традиции и суеверия. Не на каждом, к примеру, корабле найдешь каюту №13,  считается плохой приметой, когда не разбивается бутылка шампанского о борт корабля при спуске его на воду. Свой сленг существует, даже в названиях боевых частей. Так, штурманов и называют «злобные штурманы», ракетно-артиллерийскую боевую часть называют «рогатыми», наверное, потому что пушки,  из которых они стреляют, напоминают рога. Моряков минно-торпедной боевой части зовут «румынами», потому что во время службы в царском флоте их форма напоминала обмундирование румынской армии. Механиков назвали «маслопупами», у нас действительно была самая тяжелая работа и самый большой штат. На том же «Петре Великом» штат боевой части механиков насчитывал порядка 300 человек.
- Что самое сложное при нахождении в море?
- Во-первых, это, наверное, бытовые условия на военных корабля, просто спартанские. На миноносцах, к примеру, кровати в три яруса, а высота потолка, между тем, явно не два пятьдесят. Буквально при повороте на бок и плечом подпираешь вышележащего товарища. На корабле впервые столкнулся с проблемой нехватки пресной воды. Она была буквально на вес золота. На 4 кубрика, в каждом из которых жило по 20 человек, было всего два умывальника. Воду давали три раза в сутки. Минут на 10 буквально. А еще какой-нибудь неумелый матрос за опреснительной установкой плохо проследит и приходится пить соленый компот. Хлеба привычного не было. В корабли он загружается специальным методом заспиртованный, затем спирт выпаривают и тогда он готов к потреблению. Бывало, и сухарями нас кормили, один раз доже просроченные сухари ели.
- Сегодня, выбирая между морем и сушей, что бы предпочли?  
- Конечно, море! Сегодня даже если корабль, где-то промелькнул по телевизору, меня уже от экрана не оторвешь. Очень люблю море, в отпуск стараюсь выбираться к морю.
- В Ирбите достаточно много людей служили в военно-морском флоте, хотелось от вас в их адрес услышать поздравление.
- Всех, кто каким-то образом связывал свою судьбу с флотом, мне хотелось бы поздравить с предстоящим праздником, пожелать, чтобы не забывали своих друзей по службе, чтобы не забывали море и оставались верным ему.

Беседовал Александр Кузнецов



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений