Трагедия Чернобыля

Трагедия Чернобыля
26 апреля 2008
«…упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя той звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
Новый Завет, Откровение 10,11.

Это случилось 26 апреля 1986 года. Взорвался реактор Чернобыльской электростанции (чернобыль по-украински значит полынь). Быть может, именно об этом предупреждала Библия. В результате - гибель и болезни сотен тысяч людей на Украине, в России и Белоруссии, где зараженными оказались целые районы Брянской и Гомельской областей. Причастными к трагедии оказались практически все города России. В каждом из них живут люди, отдавшие долг Родине в борьбе с последствиями этой страшной трагедии.
Ирбитскую местную организацию Уральского регионального представительства общероссийской общественной организации инвалидов «Союз Чернобыль» с 1996 года возглавляет Виталий Андреевич Погайдук. В канун годовщины взрыва мы встретились с ним, чтобы вместе напомнить нашим читателям о тех, кто оказался заложником ситуации и заплатил за участие в ликвидации ценой своего здоровья.
- Виталий Андреевич, сколько «чернобыльцев» проживает в настоящее время на территории города и района и сколько их было после аварии? Как они себя чувствуют и как заботится об их здоровье государство?
- В те годы (1986-1990) проживало всего 132 человека, сейчас 97 человек. Ушли 35 человек в возрасте от 35 до 55 лет. В городе из 69 ликвидаторов - 33 являются инвалидами, в районе 16 из 28. Болеют часто. И болезни как у всех, но протекают тяжело и долго. Тот же грипп уж если и приключится, то может и на месяц в постель уложить. Для поддержания здоровья ежегодно нужны специальные лекарства и стоят они за тысячу рублей, но без них нельзя никак. Нуждающиеся получают бесплатное лечение в Уральском Региональном центре радиационной медицины. А вот с рецептами на бесплатные лекарства неважно дела обстоят. То есть рецепт-то взять можно, но лекарства по нему получить обычно не получается – нет в наличии. Приходится покупать альтернативные средства, но уже по полной стоимости. Но самым надежным средством остается вера в свои силы и оптимизм. Утверждаю это как человек, прошедший на своем пути через боль, отчаянье и безысходность. Нужно иметь желание жить и верить в свои силы, а еще в бога. Приведу такой пример. В деревне Никитина живет бывший ликвидатор чернобыльской аварии, награжденный Орденом Мужества, Николай Решетников. До 2000 года он тяжело болел. Однажды вошел в храм, понял, что это его путь. Стал послушником, а потом священнослужителем. Теперь прихожане зовут его отец Николай. Появились силы не только поправиться самому, но и помогать другим. Вот что значит вера и воля.
- Чем занимается ваша организация и сколько человек в ней состоит из числа проживающих на территории города и района?
- Членов организации 32 человека, а занимаемся мы защитой своих прав и интересов, помогаем вдовам и участникам ликвидации в обеспечении льготами. Здесь неоценимую помощь оказывает врач-терапевт Зайковской районной больницы Олег Вячеславович Буланов. Он оповещает об изменениях в законодательстве, касающихся «чернобыльцев».
В настоящее время мы готовим к издательству Книгу Памяти о ликвидаторах последствий чернобыльской аварии из Ирбита и района. Занимается этим В.А Балакин, поэтому через газету хотелось бы обратиться с просьбой передавать ему свои резюме для книги Памяти.
С 2006 года в нашу организацию за помощью обращаются пострадавшие в других радиационных катастрофах на территории России – ПО «Маяк», Семипалатинский полигон. С 1 ноября 2008 года все они получат статус, приравнивающий их к «чернобыльцам».
- Все льготы, которые положены ликвидаторам, прописаны в законе и каждый может добиваться их, так сказать, в частном порядке. Почему это делает организация?
- Для того чтобы добиваться льгот, нужно, как минимум, о них знать. Многие ли из нас знают законы и различные изменения, дополнения к ним? Есть еще одно обстоятельство. Часто, добиться чего-то, можно только действуя от имени организации.
- Виталий Андреевич, как долго вы были в Чернобыле, чем там занимались, где жили, какие средства защиты выдавались?
- Призвали меня на полгода, но отбыл в Чернобыле 4 месяца и 7 дней. Все зависит от того, за какой срок организм набирает максимально допустимую дозу. Тогда, в мае 1988 года эта была доза 5 бэр. За неделю наберешь, через неделю отправят на дезактивацию. Работал экскаваторщиком. Жили в общежитии, в палатках. Из спецодежды – халат, для защиты органов дыхания – «лепесток», причем спецодежду носили подолгу, а должны были регулярно менять, поскольку все предметы накапливают радиацию. Правда, кормили очень хорошо. В те времена в магазинах у нас здесь пустые полки были, а там любые продукты и обязательно из чистой зоны.
- У Вас Виталий Андреевич, есть правительственные награды?
- Я награжден орденом «Мужества», памятными медалями к годовщинам трагедии и «За заслуги в Чернобыльском движении I степени». На территории города и района проживает 82 человека, награжденных за участие в ликвидации последствий взрыва на атомной станции. 43 из них имеют орден Мужества, 39 – медаль «За спасение погибающих».
- Что бы Вы пожелали в канун Дня памяти тем, кто прошел это страшное испытание?
- Обращаясь ко всем ликвидаторам чернобыльскай аварии, к их семьям и вдовам, хочу пожелать всем крепости духа, терпения, здоровья и благополучия.

Татьяна Григорьева



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений