Поповские откровения

Поповские откровения
8 июля 2006
Изначально устные откровения человека, пришедшего к нам в редакцию и представившегося иереем, показались нам личными и несколько несвязными, да и мы газета не православная, но постепенно в беседе стало понятно, о чем хотел бы нам всем он рассказать, поэтому предоставили ему возможность изложить свои размышления по церкви заграничья, о сущности человека верующего, о его отношении к своей совести, не вступая в противоречие с Богом, и многом другом, что, как нам кажется, будет интересным и познавательным. И чтобы не запутать нашего не искушенного в церковных эпитетах свою беседу с иереем Русской православной церкви за границей Виктором Заикой я построила в виде интервью, в котором по возможности постараюсь пересказать те же выражения, слова, произнесенные в  контексте моего собеседника.
- Итак, давайте знакомиться.
- Было время на Руси, когда православных иереев (священников) без иронии именовали попами, что можно перевести как «пастыри, овец пасущие». Так и я, поп, представляющий эмигрантскую часть российского православия за границей, которая образовалась в рамках церковных канонов на основании постановления Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета в ноябре 1920 года, по причине того, что на канонической территории России церковь была в гонении...
Если судить по сегодняшним меркам, я иноземец, ибо я родился в Малороссии, но половину своей жизни прожил в Якутии. Там женился на ирбитчанке и ныне день проживаю в деревне Шмаковой, там доживала свои последние дни мать моей тещи, которая стала близким для меня человеком, прежде всего своею верностью мужу и погибшим в войну сыновьям, которых оплакивала до последних дней своих. В этой же деревне в годину приватизации в частную собственность, словно в плен, попал чудом сохранившийся храмик. Мне до боли интересно, чем кончится это кулачество советского времени, интересен процесс духовного прозрения.
- Как-то Монтень сказал, что люди ни во что не верят столь твердо, как в то, о чем они не имеют никакого понятия. А что есть человек верующий?                                                    
- Не сомневаюсь, что многие понимают, невзирая на многотысячную историю общей биографии верующих, - то здесь все кратко и конкретно: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» В этой радостной пасхальной вести вся душа святой православной веры, и ее исповедует наша церковь – Мать, а кому она не мать, тому и Бог не отец – так учат святые отцы. Православная вера – это истинная религиозная образованность, состоящая и проявляющаяся в чертах возвращения личности человека к первообразу – к Богу.
- Как жить, не вступая в противоречие с самим собой и Богом?
- Все знают об извечном стремлении человека летать. Подняться же в небо он смог благодаря разуму и своему трудолюбию. Современный летчик, от которого зависит и взлет, и благополучная посадка – все это совокупность физического здоровья, разума, тренировок и исполнения инструкций и правил. Известные каждому православному христианину десять заповедей Божиих из книг Ветхого Завета и Блаженства Евангельские и Завета Нового - вот кратчайшие неизменяемые инструкции на вечные времена. Их совокупность в библейской полноте с церковным преданием, умноженная исполнением каждодневного молитвенного правила в рамках церковного устава, а также посещение храма для всеобщей молитвы – источник и залог благодати Господней, с которой противоречия просто невозможны.
- Оставим дела во Всемирном православии, обратимся к поместным церквам, например, за последние пять лет в Троицком храме сменилось несколько священнослужителей. Что Вы можете сказать по этому поводу?  
- Ответ на этот вопрос не может быть простым, потому что он в проблеме не односторонний. Хотя церковь является соборным организмом, но бюрократические принципы администратирования не обошли и ее.
В нынешнее время демократии многие в высших органах иерархической власти и низших приходских – сами того не подозревая, перестают служить Богу и церкви. Со времен смерти отца Николая прошло чуть более десяти лет. За это время более полутора десятка пастырей не смогли обрести церковное поприще Ирбита – как положительную обреченность.
Я не хочу пользоваться своей осведомленностью для извлечения сора из чужих глаз, но знаю точно, что некоторые священники уезжали из Троицкого храма униженными и оскорбленными со слезами не в глазах, а на щеках. Также скорбели и многие прихожане, с мнением которых не считалось ни епархиальное управление, ни местные власти, которые могли и некоторым образом влияли на процесс измывательства над приходом, общими усилиями доведя его до статуса «бесправного подворья». Это позволяет держать ирбитчан на правах церковных неофитов и использовать положение в своих меркантильно-обывательских интересах. Ведь сегодня, если быть честным и объективным, было время, и были люди, из числа депутатов городской думы, по просьбе ирбитских прихожан посвящавшие меня в факты буквально криминальных событий, происходящих вокруг Троицкого храма. Люди старшего поколения свидетельствовали о пропаже ценных старинных икон, дореволюционного облачения духовенства, шитого золотом, о выгребании церковной кассы. Нет сомнения, церковной старине запылиться не дали. Рынок требовал наполнения, и обидно, что помогали ему в этом волки в овечьих шкурах, то есть духовных облачениях, и  паршивые религиозные овцы.
- Великие утверждают, что один хороший аргумент лучше множества других. Строительство храма на Горе – это культовое зодчество или дань времени?
- Прежде всего, хочу сказать, что я бывший профессиональный строитель. И смею об этом судить. Но прежде напомню: церковь, которую учредил и созидает Господь, – это общность людей. Отсюда вытекает, что настоящим маленьким церковным звеном является община, а не приход или подворье. Именно община может и обязана решать вопрос, на что ей просить благословения у архиерея. А именно: то ли строить, то ли восстанавливать. В подтверждение моих слов мы видим жалкий полурезультат строительства храма на Горе. Если образно говорить, то это первая ласточка в святом деле в Ирбите после столетнего перерыва. И что? Совершенно абсурдный проект, далекий от изящества и благолепия, водружаемый на фундамент из винегрета строительных материалов, словно по поговорке: «На, Боже, что нам не гоже». Стены из пенобетона с облицовкой красным кирпичом в городе не практиковал только ленивый лавочник. И все это будет венчать купол, покрытый рандолью. Могу лишь с горечью сказать, что так строят не для Бога и даже не для себя – это какая-то грузинско-молдавская бормотуха, или, еще проще, халтура за деньги.
Думаю, в данном случае, надо остановиться, отдышаться от разных допингов, в том числе и лжерелигиозных, и придти в чувство совести и страха перед высшей инстанцией.
- Начиная с президента, все высшие чиновники, местная власть вновь повернулись к вере лицом. Кто душой, кто делами… Я имею в виду письма от администрации города к руководителям, предпринимателям по обязательному «пожертвованию» на строительство храма.
- Российская Федерация - государство светское, его власть представляют чиновники в образе смертных людей, которые окрещены.
Мое мнение, лучше всего, если бы власть ничего не делала кавалерийским наскоком, а всмотрелась в свою душу. Что там? Истина или лукавство? Быть щедрым за счет своей власти даст успокоение только «дающему», Богу не нужно, чтобы люди, «давая» деньги на храм, при этом, прости Господи, чертыхались. Иное дело, что власти нужно отчитаться либо показаться кому-то еще высшему, слава только, что не Богу.
Спаси нас всех Господь Иисус Христос и Пресвятая Богородица!

Беседовала Елена Абрамова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений