Сквозь тернии… к творчеству

Сквозь тернии… к творчеству
22 мая 2006
18 мая, в День музеев, в нашем городе открылась выставка Петербургского художника Дмитрия Павловича Цупа (1908-1995). В этот день прозвучало множество добрых слов в адрес мастера, но ещё более красноречиво о нём рассказали его работы, дышащие любовью и глубоким пониманием русского пейзажа.
Д. Цуп родился в Хармине. Как помнит сам художник, несмотря на скромные средства проживания, родители всегда выписывали журнал «Нива», там он увидел первые иллюстрации художников, всегда приковывающие внимание мальчика. Видимо за страницами этого журнала и зародилась любовь к искусству.
Позже, поступив в Академию художеств, он переехал жить в Россию. В 1938 году заканчивая Академию (где учился как живописец), писал дипломную работу, но так получилось, что не смог закончить её в срок, и вместо диплома художник получил только свидетельство об окончании. Был направлен на работу в Херстон, где стал преподавать. В 1941 году как и многие другие Цуп был, совершенно незаконно и неосновательно репрессирован, следствием чего стала его ссылка в Краснодарский край и разлука с супругой, Людмилой Михайловной Захаровой.
В 1953 году он получает новый паспорт, рекомендации и право возвращения в Ленинград, но утрачено всё имущество, квартира. В итоге весь его путь начинается заново: все его наработки утеряны и уничтожены во время блокады.
Достаточно ужасно для живописца столкнуться с отсутствием мастерской. Условия его жизни оказались скудными и стеснёнными. В это время художник начал заниматься графикой, которая получалась у него на редкость удачно, а чтобы восполнить своё живописное творческое кредо, он много писал акварелью. Цуп творит свои линогравюры. В 1957 году художник создаёт линогравюру «Талая вода» - первую работу, принятую на официальную выставку союза художников. С неё и начался творческий выход мастера на публику.
Дмитрий Павлович увлёкся ксилографией (гравированием на дереве), но для качественных работ этого направления требовался дорогостоящий материал, чего художник позволить себе не мог. Тогда он и стал эксперементировать с более доступными березой, тополём, ясенем, вязом, и творческие усилия не прошли даром: он смог выполнить множество замечательных работ и из материала растущих в России деревьев.
Цуп обладал редким даром передать всю энергию чувств несколькими линиями карандаша - настолько они всегда точны и ёмки.
Дмитрий Павлович был художником-пейзажистом, и в основном его интересовала природа средней России. Работал он сериями, объединёнными техникой, местом действия. Его интересовала природа в любых её состояниях. Малейшее изменение её настроения он хотел зафиксировать. Так же его привлекали земля и люди на земле, облагораживающие её своим трудом.
В 1995 году Цуп, как обычно, осенью поехал из с. Славцево Ярославской области, на вокзале с ним случился сердечный приступ. Несмотря на то, что в его личном багаже имелись адреса и телефоны его друзей, художника вскоре хоронят в неизвестной могиле как бомжа. Многих трудов стоило его друзьям разыскать информацию о нем, его могилу и его вещи, ведь он вез с собой все то, что наработал в Славцево за лето. А спустя время, выполняя волю художника, друзья перевезли к его могиле и урну с прахом его жены.
После смерти Д.П. Цупа, друзья обнаружили у него дома личные дневники, написанные в разное время, множество писем и копии отосланных им самим писем. На базе этого материала Э.В. Коваленко составила книгу. Она содержит его рассказы об Академии художников, об известных художниках, много его статей, высказываний, описаний его впечатлений о зарубежных и отечественных выставок. Книга даёт представление о Д.П. Цупе как о личности многогранной, обладающей не только художественным, но и литературным даром.
Такого рода книги бывает довольно-таки сложно опубликовать. Большую помощь в создании книги оказал В.А. Карпов, директор Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Прежде чем мы смогли увидеть выставку и презентацию вышеупомянутой книги, 8 лет продолжались работы по подготовке.
Название и выставки, и книг «И всё-таки я счастлив!..» - фрагмент письма Дмитрия Павловича, ведь не смотря на всё приключившееся с ним, он был счастлив, счастлив в своём творчестве.
К искусству Д. Цуп относился очень серьёзно. Он никогда не продавал свои картины, а только дарил их. Он писал: «Думаю, что искусство—это могучее, полное движение человеческого духа, то, что побуждает нас самих выпрямиться во весь рост. Таким является оно нам в своих высших проявлениях. И ради этих проявлений и стоит работать». В жизни он следовал этому принципу.

Анастасия Скачкова    



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений