«Мы же инструментальщики…»

«Мы же инструментальщики…»
3 ноября 2016
Свою судьбу с мотоциклетным заводом я связал в 1947 году после окончания мотоциклетного техникума. Хотел написать: на 37 лет. Но это будет неверно, ведь еще 34 года, уже находясь на заслуженном отдыхе, я остаюсь мотозаводцем.
Как рассказывал ветеран завода, энергетик цеха В.И. Вяткин (он пришел на завод в 1942-м совсем мальчишкой), первоначально инструментальный цех находился рядом с небольшим сборочным конвейером в уже выстроенном деревянном корпусе. Первым начальником был москвич Виктор Петрович Лагунов. По окончании войны по мере роста завода росли и его подразделения. Площадей не хватало. Поэтому было принято решение перевести инструментальный цех (тогда он назывался ШИХ – штампово-инструментальное хозяйство) в один из ярмарочных корпусов на улице Орджоникидзе. Именно в ШИХ получили направление после техникума вместе со мной Иван и Николай Рычковы, Александр Лебедев.
Помещение цеха – двухэтажное, но очень тесное. Тем не менее, на втором этаже разместились кабинет начальника цеха Затуренского и его заместителя Шамурова (оба москвичи, конструкторы завода КИМ). Рядом – техчасть, плановики и нормировщики, центральный инструментальный склад (ЦИС), лекальное отделение и инструментально-плановый отдел под руководством москвички К.А. Морозовой.
Внизу – центральный абразивный склад (ЦАС), участки приспособлений, мелких и средних штампов № 1 (начальник участка Локалин), мерительного инструмента № 2 (М. Соловкин), режущего инструмента № 3 (В. Запорожцев), отделения заготовительное (И.П. Зырянов, позднее В.П. Устинова) и термическое (Фомин). На участках работали как ирбитчане, так и эвакуированные, а также около тридцати пленных немцев.
Начальником техчасти был Л.В. Зебурт, грамотный инженер из Ленинграда с завода «Электросила». Вместе со мной работали А.М. Леонтьев, выпускник первого выпуска мотоциклетного техникума, технологи Н.В. Малыгина, И.А. Рычков, Ю.В. Шипицин, А.М. Большедворов и другие. Леонид Васильевич старался научить нас разрабатывать технологии изготовления различных инструментов и оснастки.
Второй этап развития инструментального хозяйства начался в 1949 году. Пленных немцев убрали. В районе деревни Подкорытовой заключенные УралЛага строили корпус № 8 для инструментального цеха на выпуск двадцати тысяч мотоциклов. И в мае 49-го началось великое переселение. Новый корпус – огромное здание, с одной стороны в два этажа. Вверху в одном крыле расположились мастерская абразивов, ЦИС, лекальное отделение. Здесь же квартиранты – отдел главного металлурга, производственно-диспетчерские бюро (ПДБ) цехов №№ 1 и 5, ОТК, завхоз. Во втором крыле службы ремонтно-механического цеха и наши – бухгалтерия, плановый отдел, бюро нормирования, техчасть, красный уголок и еще отдел главного технолога. Именно здесь и в это время мне посчастливилось познакомиться с Владиславом Казимировичем Костевичем. Он тогда занимал должность заместителя главного технолога.
В новом корпусе к уже существующим добавился участок прессформ и литейной оснастки № 5 (В. Подкорытов), выделился участок штампов № 4 (В.С. Филинков). С увеличением выпуска продукции позднее участок штампов будет разделен на два – горячих и холодных. На термическом участке № 6 хромировочное отделение пришлось организовывать самим. В проекте его почему-то не оказалось. Как и не запланированы были грузоподъемные механизмы, без которых работать было невозможно. Кузнечный цех в то время работал на молотах и поставлял на участок штампов кубики размером 250х250х250. Твердосплавный инструмент паяли в горне.
В техчасти тоже происходили изменения. Немного поруководил выпускник УПИ Р.И. Зуев. В 1950 году к нам послали начальника инструментального производства АЗЛК Марка Моисеевича Фейгина, который буквально произвел революционные изменения. Технологов разделили по участкам: № 1 – Отелла Карповна Ягорь, позднее – Людмила Васильевна Икрина, № 2 –Вера Михайловна Иванова, № 3 – Галина Ивановна Ситникова, № 4 – Юрий и Геннадий Шипицыны (не братья, просто однофамильцы). Термический участок № 6 возглавил Анатолий Максимович Леонтьев. М.М. Фейгин перевел меня на участок № 5, т.к. я хорошо читал чертежи. Вместе с бригадой Степана Лавровича Минеева нам пришлось создавать оснастку на корковое литье, литье по выплавляемым моделям, прессформы для литья под давлением. Интересная была работа, творческая. А люди были какие! Вот, к примеру, Николай Петрович Дубских. Всю войну прошел, руки у него золотые были, протяжки затачивал. В 60-е назначили мастером, так и работал до выхода на заслуженный отдых.
Общеизвестно, что наш завод всегда был кузницей кадров для предприятий машиностроения Советского Союза. Вспомните: Запорожье, Тольятти, Мелитополь, Тюмень… Первые же вербовщики к нам приехали из Челябинска и «увезли» нескольких наших инструментальщиков.
В 1962 году начальник инструментального цеха легендарный Роберт Федорович Штраухман уговорил меня возглавить техчасть, и, как оказалось, на четверть века – своеобразный мотозаводской рекорд.
В это время у нас работало двенадцать технологов, три конструктора, среди них не могу не назвать самого грамотного специалиста - Александра Ивановича Косарева. Было замечательное время, люди были хорошие. Как правило, на машиностроительных заводах инструментальной службой занимался главный инженер, у нас же – главный технолог Евгений Антонович Пашкевич. Это с его благословения цех получил так необходимое специальное оборудование: станки зубошлифовальный, повышенной точности кругло- и плоскошлифовальные, специальный для изготовления шаблонов. Было модернизировано несколько станков для электро-алмазной шлифовки и заточки.
Наше поколение не только работало, но и всегда занимало активную общественную позицию. Среди прочего цех всегда был самым спортивным на заводе. Смею этим гордиться, так как несколько лет избирался в цехком, где отвечал за организацию спорта. Десять лет вел спортивную летопись цеха, альбом передал в музей.
Сам я с 20 лет летом занимался велоспортом, несколько лет был чемпионом города, зимой – лыжным. Этим видом спорта занимался до 75 лет.
Мотозаводцы шестидесятых годов помнят, как строили наш дворец, большинство лично приложили руки. Не могу не рассказать о своей скромной роли в этом мероприятии. В.К. Костевич поручил нашему цеху изготовить плиты с пазами, чтобы закрыть батареи отопления. Начальник цеха, в свою очередь, отправил меня и конструктора Косарева снять мерки, посмотреть, как крепить. Саша сделал чертежи. Плиты привезли в цех, сделали шаблон пазов и спроектировали стыки, затем отправили их во дворец. Установили. Неплохо получилось.
Нам сказали, что директор каждый день в конце смены проверяет, что сделано. Пришел Владислав Казимирович: «Ну, инструментальщики, чем похвастаетесь?» Показали. Он и говорит: «Как-то у вас здорово прямо вышло!» А Саша в ответ: «Мы же инструментальщики…»
Геннадий ШИПИЦИН



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений