Дети и госпиталь
21 января 2005
Выпускники ирбитских школ добровольцами уходили на фронт, заходили в школу, прощались с учителями и ребятами. Школьники считали их счастливчиками и тоже рвались воевать. Учителям приходилось убеждать их, что в тылу – тоже фронт, где немало найдется дел, чтобы ускорить победу над врагом. И, прежде всего, это помощь госпиталю.
Моей бабушке Елене Дмитриевне Денисовой (Мальгиной) и ее брату Борису Дмитриевичу к началу войны было 7 и 8 лет. Все их детство прошло рядом с госпиталем № 1715, где работали родители. Детские воспоминания – самые сильные, и дедушка с бабушкой немало рассказали мне о том, какой виделась им жизнь госпиталя.
Когда еще только началась организация и оснащение отделений госпиталя, дети обходили дома и квартиры, спрашивая, нет ли лишней тарелки или чашки. Узнав, для какого учреждения ведется сбор, хозяйки обязательно давали посуду.
Не было, наверное, в нашем городе такого дома, где ребячьи руки не перевернули бы каждый ящик в поисках завалявшегося пузырька. Ведь пузырьки нужны в госпитале для лекарств раненым. Эти же самые руки вывертывали дома электрические лампочки – тоже для госпиталя: в операционной должно быть светло.
Официально шефами госпиталя была назначена школа № 2 и детские дома № 1 и 2, но на самом деле шефствовали над ним все школы. Ежедневно можно было видеть, как усердно школьники наводили чистоту в его помещениях и во дворах, как заботливо помогали раненым бойцам. Девочки мыли полы, мальчики пилили дрова. Ребята часами просиживали у постелей тяжелораненых - читали книжки, писали письма. Девочки чинили белье, сматывали бинты. Постоянно приходили с подарками – шили кисеты, воротнички, обшивали платочки, приносили тетрадки и конверты.
В газете «Коммунар» часто можно было встретить такие заметки: «Пионеры 6Б класса школы № 2 взяли шефство над 2-м отделением госпиталя. Они часто ходят к раненым бойцам и командирам, рассказывают им об успехах в учебе. А больные говорят о том, как они на фронте сражались с немецкими захватчиками, о новых успехах Красной Армии» (февраль 1944 г.).
А весной и летом ребята целыми отрядами ходили по полям и лесным тропам, выискивая лекарственные растения. Учителя биологии рассказывали, какое огромное значение для обороны страны имеет сбор лекарственных растений. За лето школьники собирали, сушили и сдавали сотни килограммов различных лекарственных трав.
Сельские дети тоже помогали госпиталю. «Группа комсомольцев и пионеров Ключевской школы под руководством пионервожатой тов. Стихиной посетила госпиталь. Состоялась дружеская беседа. Бойцы и командиры, находящиеся на излечении, рассказали много эпизодов с фронта, дети рассказали о своей учебе, дисциплине. В заключение школьники продемонстрировали свою самодеятельность. В знак благодарности детям бойцы и командиры на свои средства купили для школы знамя» («Коммунар», март 1943 г.).
Старшие девочки, окончившие школу сандружинниц, выполняли более сложную работу. Снимали бинты, накладывали новые повязки, подавали ланцеты и другие инструменты. Иногда приходил эшелон с ранеными, а транспорта оказывалось мало, и тогда хрупкие девочки помогали дойти до госпиталя всем, кто хоть немного мог ходить. А практически тащили раненых на себе.
Раненые дождаться не могли, когда появятся заботливые девочки. От просьб и поручений не было отбоя. Помощницы справлялись со всеми поручениями – мерили температуру, подавали порошок или воду, поворачивали лежачих больных, развозили по палатам тарелки с супом. Тех, кто очень слаб, кормили, как малышей с ложки. Помогали раненым умыться.
И, конечно, очень много времени посвящали школьники художественной самодеятельности. Обычно после уроков они собирались и готовили концерты. Репетиции проводились после напряженной учебы в трудных условиях, ведь учились часто при свечах, в холоде, голодные, писали на каких-то обрывках бумаги. Да и дома надо было помогать, под час на детях лежала вся домашняя работа. Но репетировать они готовы были даже по ночам, лишь бы принести пользу общему делу. Это была не просто самодеятельность, а большая, напряженная работа. Иногда и музыки не было, танцевали и сами себе подпевали.
Известный уральский поэт и музыкант Г.И. Шориков начал свою «концертную деятельность» пятилетним малышом, которого почти не было видно из-за баяна. Об этом он написал в своем стихотворении «Концерт».
«От простыней светло в палате,
А от бинтов еще светлей,
Но не могу не вспоминать я
Военных тех госпиталей.
… Умчались годы, словно птицы,
С войной окончен разговор,
Но старый госпиталь ирбитский
Мне сердце ранит до сих пор…».
Однажды один из тяжелораненых бойцов заявил: «Если вы, ребята, чаще будете навещать нас, нам не нужна будет помощь врачей. Ваша забота помогает нам быстрее подняться на ноги».
Помощь госпиталю школьников была многообразна. Для оторванных от семей раненых общение с детьми было незаменимой психологической разгрузкой, которая помогала выздоровлению. А сами дети чувствовали себя нужными, причастными к большому делу.

Владислав Эннс,
10 "Б" класс, школы № 13



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений