Реформа министра Зурабова

Реформа министра Зурабова
30 мая 2005
В настоящее время ведется реорганизация санитарно-эпидемиологических служб, то есть происходит объединение центров санэпиднадзора с вытекающим отсюда сокращением рабочих мест и некоторыми другими преобразованиями. В чем суть подобного рода изменений, какие плюсы и минусы в данной ситуации. С этим и другими вопросами мы обратились к бывшему главному государственному санитарному врачу города и района А.В. Росюку.
- Александр Владимирович, как сейчас называется ваша должность?
- Моя должность называется «Начальник отдела по защите прав потребителей и благополучия человека Территориального Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, в городе Ирбите, Ирбитском районе и Слободо-Туринском районе».
- Расскажите, как давно началась реорганизация Ирбитского центра санитарно-эпидемиологического надзора?
- Реорганизация началась два с половиной месяца назад по распоряжению министра здравоохранения Зурабова. Реорганизация ведется не только нашей службы, а вообще всех надзорных органов.
- Каковы цели реформирования?
- Сокращение центров санитарно-эпидемиологического надзора на одну треть, то есть остается на федеральном бюджете 30 % ставок с возможностью иметь часть сотрудников на хозрасчетной основе. По ирбитской структуре в центре санэпиднадзора было 82,5 ставки, осталось 28. Речь идет о тех ставках, которые подлежат финансированию из федерального бюджета. Следующее, что подразумевалось: в области было 56 центров санэпиднадзора. Сейчас, после объединения, их стало 29. Если раньше мы обслуживали город Ирбит и Ирбитский район, то сейчас обслуживаем город Ирбит, Ирбитский район и Слободо-Туринский район. Третье, что подразумевалось под реорганизацией, это сокращение отделов по защите прав потребителя и госторгинспекции. Эти организации были практически ликвидированы, а часть сотрудников переведена на объединенную службу в Территориальное Управление по защите прав потребителей и благополучия человека.
- Что получилось в результате?
- В результате в наших стенах появилось две организации. Правда, юридические лицо одно, но организации две. На базе центра санэпиднадзора появился надзорный орган, 12 человек служащих, которые выполняют только надзорные функции. Они государственные служащие, они наделены правом контроля, наложения административных взысканий, приостановки эксплуатации объекта, не отвечающего требованиям стандарта. Вторая служба – это ФГУЗ гигиены и эпидемиологии, которая выполняет те же функции, что выполняет центр Госсанэпиднадзора. Ей разрешено выполнять как надзорные функции, так и оказывать платные услуги на основе хозрасчетных договоров, но они не наделены полномочиями выносить наказания.
Надзорники – это государственные служащие, они не имеют права работать в других сферах и пользуются ФГУЗ гигиены и эпидемиологии на правах аренды.
- Кадры пострадали?
- Из 82 человек мы не всех сократили. Дело в том, что ФГУЗ гигиены и эпидемиологии разрешено заниматься хозяйственной деятельностью, так как центры санэпиднадзора тоже занимались хозяйственной деятельностью, то есть выполняли работы по платным услугам с разрешения правительства. Так вот, кроме 28 ставок, находящихся на федеральном бюджете, мы еще оставили 30 человек на хозрасчете, то есть как бы и федеральная служба, но является хозрасчетной организацией. Зарабатывает деньги, за счет этого платится зарплата сотрудникам, приобретается оборудование, яды и т.д.
- Какие задачи стоят теперь перед двумя службами?
- Задачи федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя – это осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства РФ в области, обеспечение санитарно-биологического благополучия населения в сфере защиты прав потребителя; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения. А основные цели и задачи ФГУЗ гигиены и эпидемиологии (негосударственной службы) – это обеспечение деятельности Территориального Управления Федеральной службы Свердловской области и профессиональное и иное обеспечение деятельности Территориального Управления в пределах прав и полномочий, определенных уставом.
- В реорганизации больше положительного или отрицательного?
- Хорошо это или плохо, пока не знаю. Любая реорганизация предусматривает дополнительные виды работ. На базе нашей организации, центра санэпиднадзора создались две совершенно новые структуры. Будем говорить «новые», хотя сотрудники остались практически те же самые. Мы поменяли все юридические документы, должностные инструкции, планы, задачи, орготделы, архивы. Работы добавилось в пять раз больше. Если раньше мы занимались только санитарно-эпидемиологическим обеспечением населения, то сейчас занимаемся и защитой прав потребителя и выполняем функцию госторгинспекции. Хотя из данных структур, которые к нам вроде бы как пришли, у нас добавился на три района только один человек.
- Ходят слухи, что одна из служб передана в частные руки.
- Нет, это федеральные структуры, никаких частников здесь нет. Первая служба – это Надзорники, они полностью государственные служащие и не имеют права работать в других сферах и осуществлять какую-либо деятельность, должны хранить государственную тайну и т.д.
Во второй службе ФГУЗ гигиены и эпидемиологии также остались и врачи, и помощники, то есть специалисты по профилям работы. Принцип работы следующий: если необходимо проверить какой-либо объект, то Территориальный отдел привлекает к этой работе специалиста, причем любого, и с Территории отдела, и с ФГУЗ гигиены и эпидемиологии.
- Руководителей служб сейчас двое?
- Фактически, да. Юридическое лицо ФГУЗ гигиены и эпидемиологии – это главный врач, на нем числится оборудование, транспорт, закреплена земля. У надзорной службы хотя полномочий больше, но структура немного другая. Если специалистов ФГУЗ гигиены и эпидемиологии по области в пределах трех тысяч, половина из них бюджетники, вторая полвина находятся на хозрасчете, то надзорников всего 650. Если у ФГУЗ 29 юридических лиц, то есть в каждом населенном пункте свой главный врач, то у надзорников юридическое лицо одно, Никонов Б.И., начальник Территориального Управления Свердловской области по защите прав потребителей и благополучия человека. А на территориях находятся Начальники отделов Территориального управления, одновременно являясь заместителями главного государственного санитарного врача по Свердловской области.
- Какая польза городу и его жителям от реорганизации?
- Ну, как сказать, польза городу… Во-первых, эта служба федеральная, она не создавалась для конкретного города или района. Эта служба должна следить за выполнением на местах федеральных законов, в частности, по очистке города, по организации питания, торговли, труда и т.д. Федеральная служба никогда не была отстранена отрешения местных проблем, и конечно мы ими занимаемся по мере сил и возможностей. Но кроме этого, много других задач, сейчас практически нет такого вопроса, который мы не обязаны решать. Сейчас мы следим и за обеспечением льготников лекарствами, следим и за видеопиратством, и вот пришли документы за проверкой предприятия ЖКХ по оказанию ими платных услуг. Ну а что касается защиты прав потребителя, эта работа для нас относительно новая, и нам еще предстоит многое изучить в этой области.

Беседовала Светлана Фирсова



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений