Два юбилея
20 Сентября 2019
Город Ирбит наполнен историей. Года не проходит, когда тот или иной шедевр архитектурного творчества, памятник или историческое событие вновь отмечет юбилейную даты. Немало в городе и людей, внесших особый вклад в его сохранение и развитие.
Сегодня я беседую с Владимиром Константинович Аникиным, директором Ирбитской детской художественной школы. Начало разговора случилось рядом со зданием возглавляемой им школы, буквально на парковке, где он хозяйским взглядом следил за ремонтными работами.
Тогда-то он и поделился информацией, что в скором времени задние школы отметит 150-летний юбилей. Ну а потом, добавил, что и сам готовится к юбилею - 30-летию своего директорского стажа.
Надо отметить, что Владимир Константинович - человек в городе заметный. Тому виной и его работа в горисполкоме, и в городской думе, и авторство замечательных книг, посвященных архитектуре города. Посмотрим на него через призму художественной школы.
В 1985 году здание бывшего детского сада полностью списали, рассказывает Владимир Константинович. Оно было признано абсолютно непригодным для дальнейшей эксплуатации. И в то же самое время возникла необходимость открыть в Ирбите художественную школу. При этом московские власти были совсем не против нового учреждения, мол, если здание есть, открывайте.
Именно тогда на бывшее здание детского сада № 3 имени Буденого обратили внимание. Так ли оно пострадало, может быть еще можно вернуть его к жизни.
Это здание, хоть и не внесено в реестр памятников архитектуры, является поистине настоящим украшением улицы Советской. Оно первым появилось в этом квартале, который во времена Ирбитской ярмарки был настоящими задворками. Селиться здесь никто не хотел –окраина, да вдобавок болотистая.
У Я. Л.Герштейна упоминается такое выражение «Поехать к Капишке» - фактически означало поехать по девочкам. Стояли публичные дома за Серебрянкой. Ближе строить их было нельзя. Речка была естественным пожарным разрывом между этими заведениями и приличными домами.
Капитон был страстным картежником. И в 1913 году дом оказался проигран в карты крестьянину. Это не удивительно. Крестьяне не были в Ирбите каким-то не уважаемым сословием. Наоборот, они выращивали хлеб, держали ветряные мельницы, хорошо торговали на ярмарке. Именно поэтому крестьянин был допущен к карточной игре в самым большим содержателем публичных домов в Ирбите.
После революции здание было отдано детскому саду. По некоторым данным в нем в годы войны провела некоторое время будущая балерина Майя Плисецкая. Сама она, правда, подтвердить этого не может. Была еще лишком маленькой. Ну а документы той поры не сохранились.
После того, как потребовалось здание для художественной школы, его приняли решение восстановить. И как показало время, это стало вполне возможно. Стоит здание на лисвеничной подушке. В его стены для прочности, чтобы не развалилось на гуляющем от воды грунте, вложены кованые железные связи. Балки тоже лиственничные, а значит почти вечные.  
Пока шел ремонт, первый набор в художественную школу прошел, но занимались ученики в другом месте. В здание провели воду, отопление. И 1986 учебный год начался уже здесь.
А в 1987 году сюда пришел работать преподавателем рисунка и живописи Владимир Константинович Аникин, завершив многолетнюю партийную работу. Спустя два года он стал директором.
В то время школа находилась в ужасном состоянии. Старый трепельный кирпич сыпался мукой. Именно тогда вместе с тогда еще директором школы Александром Михайловичем Бородиным был опробован метод обработки стен олифой с последующей окраской суриком. Кстати, после этого метода стены стоят до сих пор. Так вручную, метр за метром были пройдены в четыре руки все стены здания.
Некоторое время назад педагоги школы сняли древний набел с потолков и обнажилась станинная роспись. Они ее отреставрировали. Сейчас в учительской расписные потолки.
Владимир Константинович вспоминает, что из первого набора школы, а был он всего 33 человека, многие связали свою жизнь с изобразительным искусством. Кстати, большое деревянное панно в технике маркетри, которое до сих пор украшает вестибюль школы - дело рук первых ее учеников.
В 1989 году А.М. Бородин решил уйти из школы. И директором стал В.К. Аникин. И школа стала для него буквально родным детищем, которое он буквально растил и воспитывал.  
Возможно предвидя определнные трудности, в свое время Владимир Константинович не записал школу, как памятник архитектуры. Именно это позволило делать своевременные ремонты, реконструкции. А главное, добавить к зданию такой необходимый пристрой, который добавил школе четыре класса по 100 квадратных метров. Выполнен он в общем стиле с самим зданием, поэтому не кажется чужеродным объектом. Наоборот, создается впечатление, что так оно и было задумано. Впоследствии красота была повторена и при строительстве выставочного зала.
Хотя все не так просто выходило. Владимир Константинович вспоминает, как уехал во время строительства пристроя в командировку. Вернулся, а столбики под перила строители сделали кривые. Немало нервов стоило заставить их все разобрать и переделать.
Так, буквально по кирпичику создавалась и сама художественная школа. И вот уже опять ей малы ее размеры. Сегодня в школе учатся более 700 детей. 360 из них занимаются по государственному заданию по предпрофильным образовательным программам. А остальные - дети от 4 лет, которые занимаются по программам развития.
А ведь в этом году конкурс на поступление в школу был три человека на место. Школа нуждается в новых площадях.
Школа постоянно развивается. Помимо хозяйственного благоустройства - смены отопления, водопровода, оконных блоков и ремонтов отмостки, ведется развитие и внутренней инфраструктуры. Школа оснащается компьютерами, чтобы ученики могли помимо классического рисования овладевать основами графического дизайна.
А что же сам Владимир Константинович. В начале свое жизни хотел стать архитектором. Не сложилось. Но мечта дает о себе знать - его знания об архитектуре Ирбита ложится в основу книг. Причем, поклонники его творчества ждут новую книгу. И Владимир Константинович признался, что она уже начата. История Ирбита, его архитектурные изыски будут волновать его до конца жизни.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений