История Ирбитского театра (1917 - 1991 гг.)

История Ирбитского театра (1917 - 1991 гг.)
В 1919 г. сформирована постоянная профессиональная труппа под руководством А.Е. Иконникова. День премьеры первого спек­такля был назначен на 20 октября 1920 года. К этому времени уже провели электричество. Яркие афиши извещали об очень значитель­ном событии в жизни города. Сезон открыл­ся драмой А. Н. Островского «Без вины вино­ватые», что явилось продолжением славных традиций дореволюционного театра. В состав труппы вошли как профессиональные, так и непрофессиональные артисты.
В репертуаре 1-го театрального сезона были такие спектакли, как «Овод», «Гроза», «Дети Ванюшина», «Доходное место», «Любовь Яровая», «Бронепоезд 14-69», «Шторм» и мно­гие другие.
Прежде чем коллектив смог приступить к первым репетициям будущего спектакля, всем артистам пришлось много потрудиться. В по­мещении театра несколько лет содержали плен­ных. Сцена, фойе и гримировочные были так замусорены, что потребовалось немало вре­мени, чтобы привести их в нормальное состо­яние.
Кто же заполнял зал Ирбитского театра в 20-30-е годы? До введения НЭПа билеты рас­пространялись бесплатно, через губсовет проф­союзов, политотделы и отделы народного об­разования. С переходом к НЭПу приток зри­телей начал корректироваться уровнем материального достатка. Именно состоятельные зрители влияли на отбор дра­матургии. Но советскому те­атру нужен был не любой те­атр, а театр-пропагандист и агитатор. Стремясь к установлению тесных контактов с рабочими, коллектив театра приглашал их на генеральные репетиции. В свою очередь, рабочие коллективы прини­мали артистов у себя в цехах заводов.
В 1931 году под руковод­ством режиссера Смоленско­го была организована труппа на зимний сезон. В те годы приезжали разные так назы­ваемые «Трудовые коллекти­вы», где можно было встретить немало талан­тливых актеров, из которых и сколачивались временные труппы. Но летом 1932 года в те­атре происходит очередной пожар. Вот в эти годы и появляется в Ирбите В. В. Голубев. Приняв театр, он принимает все меры, чтобы полностью восстановить репертуар и вновь открыть зимний сезон в своем театре. Главным направлением театра в эти годы было насыщение репер­туара современными спектак­лями — «Любовь Яровая» Тре­нева, «Разлом» Лавренева, «Под­нятая целина» по роману Шо­лохова и другими. Не забывал театр в то время и лучшие про­изведения классики — «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Го­голя и, конечно, пьесы А.Н. Ос­тровского.
В 1936 году театр был оформлен как колхозно-со­вхозный филиал Свердловско­го областного драматического театра. Актеры выезжали в от­даленные районы для консуль­таций кружковцев, помогали по­добрать репертуар, оформить клуб, избу-читальню, красный уголок, проводили беседы, лек­ции. Шефство над деревней в 30-е годы было неотъемлемой частью работы артистов. Активно участвовали они в организации «живых га­зет» «Синяя блуза», «Красная рубаха». После окончания спектакля в театре проходили ночные концерты. В их программе скетчи, деклама­ция, пение, комические рассказы, балет. А после концертов — танцы до четырех часов утра. Работал ресторан. Была организована продажа постоянных мест и индивидуальных абонементов со скидкой 15%. Кроме того, были льготные карточки на 25 посещений по цене 10 рублей. При покупке билетов предъявляющий карточку имел право на 25-процент­ную скидку в цене.
С 1937-го по 1941 год художественное руководство театра осуще­ствляли С. М. Скворцов и Сабуров.
В период Великой Отечественной войны театр делал все от него зависящее для мобилизации усилий трудящихся на разгром фашистов. Одним из первых театр поставил сразу после опубликования в газете «Правда» пьесу К. Симоно­ва «Русские люди». Также были осуществлены поста­новки «За тех, кто в море», «Пограничники», «Русский вопрос», «За вторым фрон­том» и многие другие. В ноябре 1941 года театр от­крыл свой 96-й театральный се­зон спектаклем «Глубокая раз­ведка». В том сезоне шли такие пьесы, как «Парень из нашего го­рода» Симонова, «Хозяйка гости­ницы» Гольдони, «Собака на се­не» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Шиллера и другие.
В театре был создан свой ор­кестр из 25 человек, которым ру­ководила опытная пианистка М. К. Оллорес. Музыкальное оформление всех спектаклей проходило в сопровождении этого оркестра.
В первые месяце войны из театра ушли на фронт актеры И. Кашников, А. Лихачев, М. Кан­банов, музыкант А. Ларионов. Двое первых вернулись с фронта и впоследствии работали в Ниж­нетагильском драматическом те­атре. Судьба двух других неизвестна.
Театр продолжал жить. В 1942 году к 25-й годовщине Великого Октября был поставлен спек­такль «Русские люди» по пьесе К. Симонова. Об успехе этой работы театра рассказывал «Коммунар» от 23 октября 1942 года.
Творческий состав, собравшийся в то время в театре, был до­вольно сильный. Чтобы иметь о нем представление, достаточно вспомнить, что в июне 1943 года в театре был поставлен спек­такль по пьесе Н. Погодина «Че­ловек с ружьем». В нем впервые на ирбитской сцене был показан образ В. И. Ленина в исполнении артиста Е. Н. Писарева, который до эвакуации на Урал играл Ле­нина в театрах Ставрополя, Пя­тигорска. Спектакль тепло при­нимался зрителями.
В репертуар сезона 1943—44 годов вошли и такие спектакли, как «Обыкновенный человек» Ле­онова, «Последняя жертва» Ост­ровского, «На дне» Горького, «Вороний камень» Груздева, «Жди меня» Симонова и другие.
Вот выдержка из рецензии на спектакль «Вороний камень», опубликованная в «Коммунаре» 25 ноября 1943 года: «В 1242 го­ду поднялся русский народ под предводительством Александра Невского и рубил полчища за­хватчиков — немецких псов-рыцарей на Чудском озере у скалы Вороний камень. И в наши дни, как несокрушимая твердыня, стоит Советская страна и так же, как у скалы Вороний камень, бу­дут разбиты орды потомков псов-рыцарей. С большой искренно­стью исполняет роль генерал-майора Уралова артист Холодов. Мастерски сыграли свои роли Гончаров, Т. и М. Арбенины…».
Коллектив драматического те­атра им. А. Н Островского счи­тал себя мобилизованным на культурном фронте.
— Каждый день, — рассказы­вает ветеран театра М. К. Оллорес, — кто-то из музыкантов обязательно бывал в госпитале. Он освобождался от репетиции и на целый день уходил, чтобы помочь раненым написать пись­ма, почитать книгу и, конечно же, поиграть музыку,
— Однажды, — вспоминает Александр Петрович Александ­ров, — пришли мы в госпиталь. Я, помнится, читал стихи Симоно­ва. До тех пор, пока артисты не начали выступать, раненые мол­чаливо, задумчиво сидели или лежали. Потом один за другим стали приподниматься и уже не спускали с нас глаз. А когда за­кончился концерт, все, как один, стали бурно аплодировать, уго­щали махоркой, каждый хотел чем-то отблагодарить. Аудито­рия эта, надо сказать, была осо­бенная. Мы выступали перед людьми, побывавшими на фрон­те, повидавшими смерть. От нас требовалась особая отдача. Раз­ве можно было перед ними вый­ти несобранными? И мы, какими бы ни были уставшими, выходили всегда бодрыми, как в первый раз.
Более 100 шефских концертов дано артистами театра в госпита­лях для раненых, на призывных пунктах для отравлявшихся на фронт бойцов и командиров. Ак­тивное участие в шефской рабо­те принимали артисты Муров, Мурова, Камарницкая, Александ­ров, Поволжский, Кайгородов и другие. В Фонд обороны было поставлено пять концертов. Сбор с одного из них составил 7800 рублей. Коллектив театра послал на фронт 40 теплых ве­щей. А к 24-й годовщине Крас­ной Армии отправил 60 посылок. Все работники театра ежемесяч­но отчисляли в Фонд обороны Родины дневной заработок.
Много спектаклей и концертов артисты показали сельским зри­телям.
— Разъезжали очень много, — вспоминает А. И. Стелли.— До­бирались до сел и деревень на открытых грузовиках, а то и пеш­ком. Шли в дождь, холод, снег. У многих из нас не было теплой одежды…
В 1943 году была создана концертная бригада по обслужива­нию воинских частей и госпита­лей Уральского военного округа, а также рабочих эвакуированных с юга заводов. Концерты дава­лись на площадках грузовых ав­томашин, на полянах, в цехах.
Встречи с работниками искусст­ва для фронтовиков всегда бы ли праздником. «К 26-й годовщине Красной Армии, — сообщала газета «Коммунар» 24 февраля 1944 года, — от Ирбитского те­атра выехала концертная брига­да для обслуживания воинских частей на фронте. В состав бри­гады входят Скворцова, Холод­ная, Скворцов, Фефелов и дру­гие». Вскоре в театр пришла те­леграмма, в которой сообща­лось, что фронтовая бригада вы­летела на выполнение задания по обслуживанию авиачастей.
Своими силами театр собрал в фонд помощи детям фронтови­ков 26565 рублей, а также внес 50 тысяч рублей на постройку самолетной эскадрильи «Совет­ский артист». Позднее на имя директора театра В. В. Голубева пришли две правительственные благодарственные телеграммы.
Многие актеры за свою шеф­скую работу по обслуживанию госпиталей, воинских частей Красной Армии в период Вели­кой Отечественной войны были награждены Почетными грамо­тами Комитета по делам искус­ства при Совнаркоме СССР. Сре­ди них артисты театра Свинар­ская, Скворцова, Валентинова, Поволжский, Пименов и другие, всего 11 человек. Есть такая грамота и у А. П. Александрова.
Трудно передать ощущение то­го долгожданного счастья, которое принесла людям Победа. Накануне Дня Победы 5, 6, 7 мая 1945 года в театре шел спек­такль по пьесе К. Симонова «Так и будет». Колоссальная вера в приближение Победы, неслыхан­ный энтузиазм переполняли серд­ца людей. Победу в то время неразрывно связывали с самоот­верженной работой. Самоотвер­женно трудились и актеры театра.
И вот этот День Победы на­стал.
— Люди вышли на улицы, — вспоминает заслуженная артист­ка РСФСР, ветеран театра Анна Васильевна Гончарова, у всех радостные лица, все обнимают­ся, целуются, плачут от счастья. В театре вечером шел спектакль «Где-то в Москве». Открыли на­стежь двери, вход был свобод­ным. Народу напришло столько, что многие сидели друг у друга на коленях.
В сезон 1950-51 гг. театру было присвоено имя великого драма­турга А.Н. Островского. В 1951 году в ночь на 13 апреля в театре снова происходит пожар, и его временно переводят в Красноуральск. Труппа вновь обрела свое здание в 1955 году. В этот период сменился репертуар, приобрел четкую жанровую направленность. Главное мес­то в нем заняли героико-романтические произведения.
Газета «Коммунар» к 1 мая 1955 года сообщила о завершении ремонта театра, большую помощь в этом вопросе оказывал Маршал Победы, депутат Верховного Совета СССР по ирбитскому избирательному округу Г.К. Жуков. В 1955 году, после капитального ремонта из-за по­жара здание старинного театра получило новый вид. Появились белоснежные колонны. Фойе украшено ко­лоннами, балюстрадами на антресолях, легкой рос­писью. Три огромные люстры из небьющегося стекла, похожего на хрусталь, переливаясь, создают празднич­ную обстановку. Колонны фойе украшены гипсовыми коринфскими капителями.
Конец 50-х и начало 60-х годов ознамено­вались пополнением большой группы акте­ров: Л.Т. Франжоли, Н.С. Холмецкая, супруги Удинцевы, А.Д. Шайдров, А.Л. Ушакова, М.А. Алексеева. Большой популярностью, как пи­сала газета «Коммунар» от 16 марта 1956 года, пользовалась молодая артистка Н.П. Засим. Особенно хороша была Нина Петровна в «При-валовских миллионах».
В 60-е годы в театре работали талантли­вые режиссеры: А. П. Белолипецкий, А.Л. Бердичевский, К.А. Расторгуев, Е.И. Янин. П.Н. Розанов; художники А.Г. Зыков, СИ. Фомченко, 10.И. Юдин. На сцене театра с успе­хом шли спектакли «Угрюм-река», «Ромео и Джульетта», «Мария Тюдор» Директором те­атра была назначена З.А. Черткова — очень деловой и энергичный человек с широким кругозором. В эти годы за короткий срок она сумела сделать пристрой. В театре по­явились современная мебель, оборудование для актеров, приобретены магнитофон и про­екционная осветительная аппаратура. Нема­ловажное значение имело приобретение транспорта. В фойе появились белоснежные колонны, украшенные гипсовыми капителя­ми, три огромные люстры из небьющегося стекла, похожего на хрусталь. Зинаида Алек­сеевна была награждена значком Министер­ства культуры СССР.
Юбилейная афиша 125-го сезона 1970-71 гг. говорила ирбитчанам о встрече с такими авторами, как Островский, Мольер, П. Салынс­кий и другие. Над воплощением репертуара в жизнь трудились рука об руку молодежь и старейшие работники театра. Воспитанника­ми театра в те годы были артисты А. Г. Ма­тушкин. Н. И. Карякина, А. К. Лошенков. В. В. Осадченко. Т. К. Фучкина. Галерею ярких и запоминающихся образов создали артисты А. И. Пащенко, Ю. С Рович, Т. Гуляева, заслу­женный артист республики Н. В. Удинцев, А. Д. Шайдров. Н. С. Холмецкая, Л. Т. Франжоли, Р. В. Бушманов.
В середине 70-х годов в театр пришли ин­тересные и талантливые режиссеры Е.Д. Вялков и Ю.А. Кужелев. Репертуар составили актуальнейшие пьесы советских авторов. Клас­сика была представлена пьесами: «Поздняя лю­бовь» Островского, «Мария Стюарт» Шилле­ра, «Уральская быль» Мамина-Сибиряка и дру­гими. Со спектаклем «Тревога» (режиссер Е.Д. Вялков) театр был приглашен в город на Неве для участия в фестивале, где коллектив полу­чил высокую оценку.
На базе театра в 1981 году был проведен областной фестиваль русской классики. Кри­тики из Москвы и Ленинграда высоко оцени­ли работу Ирбитского театра в области клас­сического репертуара. К концу 80-х годов в театре произошел некоторый спад — по мне­нию критиков: «Самый серьезный недостаток театра — отсутствие твердой, целенаправлен­ной репертуарной политики».
В 1983 году театр закрыли на длитель­ный ремонт, как потом оказалось, почти на 20 лет.

Список литературы:
Вялкова, С. Любительский театр // Ирбитская жизнь. – 2001. – 15 февраля
Вялкова, С. Театр – фронту // Восход. – 1985. – 12 февр. – С. 2-3.
Герштейн, Я. Л. У земской управы // Ирбит и его окрестности: краеведческий путеводитель / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1995. – С. 62 – 63.
На ирбитских подмостках/ В.К. Аникин, Ю.К. Матафонова.- Екатеринбург:Банк культурной информации, 2011.- 112 с.: ил. (сер. «Национальное достояние России»).
Орлова, В. Не скудна история театра… // Восход. – 1996. – 15 февр. – С. 3.
Субботина, И. Писатели и современники о театре Ирбита // Ирбитская жизнь. – 2006. – 14 июня. – С. 9.