Степанова Д.С. Край православный

Степанова Д.С. Край православный
Более тысячи лет Русская Православная Церковь является надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, и в нынешнее сложное время она не остаётся в стороне от жизни народа.
Христианство и церковь пришли на Урал с русской государственностью и с русским населением почти одновременно с освобождением Великого княжества Московского и союзных с ним земель от Золотой Орды.
Первым православным просветителем уральской земли считается епископ Пермский Стефан. В 1621 году архиепископ Киприан на пути в Сибирь посетил церкви и монастыри. Он писал: «В Верхотурском уезде на Невье, на Ницу реке живут наши крестьяне за сто верст от Верхотурья, и церкви в том месте не было...», и он послал в то место вновь Соловецкого старца Серапиона в строители. Первый храм в новом русском поселении — Ирбеевской слободе - Сретения Господня, при наличии прекрасного строевого леса, конечно, деревянный, и стоял он на высоком правом берегу реки Ирбеи, на том месте, где сейчас следственный изолятор (СИЗО). Строился он так же, как и большинство храмов на Руси - расположение крестообразное, с примыканием в западной части крыльца и паперти. Крыльцо высокое, в несколько ступеней. Колокольня стояла отдельно, многоярусная. «Летописец Тобольский о Сибирской стране...» под 1690 годом записал о явлении мощей некоего чудотворца в Ирбитской слободе.
Пожары в слободе - обычное явление. 26 января 1771 года Сретенский храм сгорел, спасти удалось очень немного. Не дожидаясь разбора пожарища, на свободном месте рядом (сейчас территория районной больницы и поликлиники) заложен другой двухэтажный Богоявленский.
Государь Алексей Михайлович в грамоте Туринскому воеводе предписывал заботиться о душевном спасении подданных. Требовал, чтобы каждый мирянин время от времени исповедовался перед священником. Дьякам и подьячим, детям боярским и всякого чина людям в церковь ходить каждый день. В воскресенье и в господние праздники не работать, а в субботу прекращать работу, как заблаговестят к вечере. «А ежели кто будет сопротивляться, списки оных представлять в монастырский приказ и таких ослушников без всякой пощады бить батогами...». В 1773 году освятили первый престол во имя Богоявления Господня, но дальнейшее строительство застопорилось до 1779 года по объективным причинам.
В 1773 году началось самое мощное восстание в истории крепостной России, охватившее огромную территорию от Дона и Яика до Урала, Верхней Волги, Камы и Сибири с населением более 3 млн. человек. Жители Ирбитского края стали активными участниками этих событий. Слобожане не поддержали восставших. За верность царскому престолу жителей слобода получила статус города, а жители - звание мещан.
Только в 1786 году заложена вновь вместо сгоревшей деревянной каменная двухэтажная Сретенская церковь. Городской архитектор вместе с губернским при разработке генерального плана застройки вновь открытого города определили ей другое место. Она стала архитектурной доминантой радиальной планировки улиц южной части Ирбита. Выстроена и освящена 12 февраля 1794 года. 24 марта 1799 года городской голова Иван Бренцов с товарищи пишет письмо госпоже заводосодержательнице Филанцете Степановне Турчаниновой с просьбой «разрешить уплату половины стоимости колокола в 48 пуд 35 фунтов для вновь строящейся в Ирбите церкви Сретения Господня до ярмарки 1800 года». Однако церковь по «непрочности Ея и угрожению падением, разобрана в 1846 г. до основания» и в том же 1846 году 28 июля заложена третья каменная одноэтажная, «окончательно выстроена и распространена в 1854 году... Престолов в ней пять: первый во имя Сретения Господня освящен 1848 г. июня 11 дня, второй - во имя Святителя и Чудотворца Николая освящен 1848 г. ноября 23 дня, третий - во имя Великомученицы Екатерины освящен 1850 г. февраля 1 дня, четвертый - во имя Рождества Пресвятыя Богородицы освящен 1871 г. июля 18 дня и пятый, устроенный над папертью под колокольнею во имя святых мучеников Флора и Лавра освящен 1846 г. 24 апреля».
По штату и указу консистории 1873 года определено четыре человека: настоятель, помощник настоятеля и два псаломщика. Служить в ирбитских храмах было почетно и трудно: ярмарочный месяц собирал огромное количество самых разных по характеру и привычкам гостей. Поэтому служителей в храмы подбирали грамотных и, по возможности, местных.
В 1884 году настоятелем назначен священник Иоанн Андреев Смышляев 53 лет священнический сын, родился в городе Шадринске, окончил курс Пермской духовной семинарии, в сентябре 1882 года переведён в Сретенский храм. Помощником настоятеля поставлен священник Александр Иоаннов Удинцев 43 лет, священнический сын, родился в селе Баженовском Ирбитского уезда, учился в Пермской духовной семинарии. В 1871 году переведён в Сретенский храм, имел свой дом. Диакон - Александр Александров Борков 27 лет, родился в Нытвенском заводе Оханского уезда, диаконский сын. Учился в Пермской духовной семинарии. В 1882 году переведён в Сретенский храм. Просфорня та же, что и при Богоявленском соборе. Церковный староста ирбитский купец Алексей Яковлев Шварёв, в этой должности с 1880 года, служит второе трёхлетие, 62 года.
Прихожан Сретенского храма в г. Ирбите - 6 дворов духовных, 16 статских, 53 -военных, 10 - купцов, 128 - мещан, 14 - крестьян. Крестьян в деревнях Грязнуха, Буланова, Чусовская, Кириллова, Подкорытова, Мельникова, Трубина, Бердюгина - всего 637 дворов в них 1701 муж, 1806 жен.
На содержание священноцерковнослужителей постоянного оклада не получается, а содержатся они денежным вознаграждением прихожан за исполнение христианских треб и разными от прихожан добровольными подаяниями. Братских кружечных доходов в течение года (с декабря 1883 по декабрь 1884 года поступило 4283 руб. 76 копеек. Считалось, что содержание их достаточно.
К сей церкви приписаны две часовни. Первая каменная во имя Святых Преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких, в приходской деревне Кирилловой, устроенная в 1864 году, вместо прежней ветхой деревянной, и вторая каменная же во имя Святых Апостолов Петра и Павла в приходской деревне Бердюгиной, построенная в 1875 году вновь.
С приходом к власти большевиков жизнь приходов очень изменилась. Прежде всего - это неслыханное гонение на православие. Затем начались аресты духовенства. Время готовило опустошение храмов.
21 января 1921 года Политбюро г. Ирбита под грифом «секретно» всем начальникам районных отделов милиции Ирбитского уезда разослало циркуляр: «1. Крайне анархическую секту «Божьих людей», большинство коих кулаки, взять на строгий учёт и представить в политбюро с характеристикой. 2. С отделением церкви от государства пользование религиозными печатями незаконно, они подлежат отобранию. 3. Без разрешения Политбюро не могут быть допущены съезды духовенства, верующих. 4. В отношении благовестников, странников и других служителей культа, ведущих контрреволюционную пропаганду немедленно представлять в Политбюро с материалами для привлечения к суду. 5. Не допускать преподавания Закона Божия в школах(Постановление Наркомпроса 23.04.21) 6. Взять на строгий учёт белое и чёрное духовенство. Установить за ними тщательное наблюдение за их проповедями и при первом антисоветском выступлении - арестовывать.
На крестные ходы, молебны, поднятие икон подавать заявления в милицию, а она направляет его в Политбюро».
В мае 1922 года при поддержке советской власти и органов ОГПУ в российской Православной церкви произошёл раскол Группа московского духовенства отстранив от власти патриарха Тихона, образовала Высшее Церковное Управление (ВЦУ), ратовавшее за осуществление ряда реформ, которые по их мнению, приблизят церковь к задачам и потребностям современной жизни (движение обновленцев, последователей патриарха Тихона - называли тихоновцами).
В это же время большевики начали изъятие из храмов всё, что содержит драгоценные металлы. Согласно описям губфинотдела из молитвенных зданий Ирбитского уезда изъято 39 пудов 2 золотника серебра (648,6 кг) и 3 золотника 42 доли золота (14,5 гр).
19 июня 1922 г. в адрес Народного комиссариата Финансов в Москву из Ирбита отправлено 6 ящиков церковных ценностей (Богоявленский собор, церкви Свято -Троицкая, Воскресенская, Сретенская, Пантелеймоновская, Николаевская).
13 марта 1925 года оставшееся имущество Сретенского храма тщательно описано, что составило 1011 предметов на сумму 31471 р.84 коп.
Через два дня самые бесстрашные прихожане этого храма (51 человек) подписали договор с Ирбитским окрисполкомом ' о получении от государства здания Сретенского храма с богослужебными предметами по описи в бессрочное пользование. Договор этот был продлён и в 1927 году.
А вот первые «облака» - заводоуправление ирбитской школы-фабрики просит окрадмотдел предоставить подвал Сретенской церкви « под центральное паровое отопление ирбитской школе-фабрики» В 1930 г. заключается новый договор граждан Ирбита с ирбитским райисполкомом «о принятии храма Сретения с богослужебными предметами в бессрочное пользование», под ним 30 подписей.
Эти жуткие 20 - 30 годы. Идут аресты духовенства, мирян, идёт закрытие храмов. Уральский облисполком шлёт всем начальникам административных отделов циркуляр «секретно», где указывается, что без достаточных оснований расторгаются договора с верующими и закрывают храмы.
15 мая 1932 года в стране объявлено о начале безбожной пятилетки. Началось массовое закрытие молитвенных зданий.
22 октября 1932 г.еди» в протоколе Президиума
Ирбитского райисполкома записано « .....о закрытии Сретенской церкви
и использованию её на другие цели.»
9 ноября этого же года зачитывается докладная записка от председателя Ирбитского райисполкома о ликвидации Сретенской церкви.
1933 год был уже годом решительного наступления на Сретенский храм. 10 января вывешено объявление - «Доводится до сведения верующих Сретенской церкви, что по постановлению Уралоблисполкома от 21.12.32 г. № 4366 подлежит закрытию церковь -городской Совет к исполнению решения будет приступать с 10 января 1933 г. Городской Совет»

Дарья Степанова,
старший научный сотрудник ирбитского историко-этнографического музея