Карпеев М.Е. Судьба Зайковской церкви

Карпеев М.Е. Судьба Зайковской церкви
370 лет тому назад, в 1639 году наши земляки положили начало нынешнему поселку Зайково, получившему свое название в честь одного из первых поселенцев – оброчного крестьянина Семена Зайкова. Несомненно, одним из первых общественных сооружений этих православных христиан была небольшая деревянная церковь. В «Ведомости, учиненной в Зайковском селе» 1774 года, хранящейся в Центральном госархиве древних актов, во время пугачевских волнений упоминаются 4 человека «духовного чина» и сообщается, что «в церквах, где оные имеются, как то в выше писанной вотчине, в Зайковском селе злодейскими шайками наглостей и богохуления и других предерзостей, убийства, грабительства и разорения чинено не было…» (И.Я. Антропов, «Слободу учредить городом», г. Ирбит, 1993 г.)
В 1815 году в Зайково было построено новое каменное здание церкви с пределами Успенским, Ивановским и Никольским, с двухштатным составом церковнослужителей (два священника, дьякон и два псаломщика). Из деревень входивших в Зайковскую волость, Речкалово и Большая Кочевка располагали каменными часовнями-полуцерквями, а в Малой Кочевке имелась небольшая деревянная часовня. Зайковская церковь обслуживала население всей волости, совершая обряды венчания, крещения, отпевания, исповедания, молебны. В Зайковском церковном приходе имелось кладбище.
В тридцатых годах XIX века при церкви было построено небольшое каменное здание церковно-приходской школы из двух комнат (прихожая и комната для 10 учащихся). Служители церкви обучали крестьянских детей молитвам, чтению и письму. Церковно-приходская школа, положившая начало обучению грамоте зайковчан, просуществовала почти сто лет и была закрыта в 1930 году, в разгар коллективизации. До революций 1917 года население Зайковской волости было русское и исключительно православного вероисповедания.
О том, как крестьяне в эпоху классовых потрясений относились к религии, свидетельствует Книга постановлений Речкаловского сельского общества за 1917-1918 гг. В феврале 1918 года, оставив вопрос о признании советской власти открытым, Речкаловское сельское общество постановило: «Расходы… по преподаванию Закона Божия общество принимает все на себя. Преподавание Закона Божия в училищах навсегда должно сохраниться. Все без исключения учащиеся должны изучать Закон Божий. Заявления… учащихся об освобождении их от уроков по Закону Божию не допустимы».
В разгар гражданской войны, когда Зайково было занято колчаковцами, и ими была объявлена мобилизация в армию лиц 1895-1897 годов рождения, зайковские священники Федоровский и Пономарев записались добровольцами, отслужили молебен и отправились с призывниками на Килачевский фронт, но в армию зачислены не были и вернулись обратно. Позднее священник Федоровский сопровождал белогвардейцев, отступавших из Зайковской волости.
О том, как большевики под лозунгом «Религия – опиум для народа» боролись с Русской православной церковью, написано много книг и статей. К сожалению, местных документальных свидетельств об этом сохранилось немного. Даже книги Зайковской церкви с метрическими записями сохранились лишь по 1913 год.
Если в годы «новой экономической политики» советская власть на церковь налагала непосильные налоги, то неспособность их выплачивать с началом коллективизации сельского хозяйства стала для большевиков удобным формальным основанием для закрытия церквей, о чем свидетельствуют два документа из Государственного архива в г. Ирбите:
«Копия протокола № 3 Совещания членов церковного совета и членов учредителей общины верующих Зайковской Успенской церкви 30 декабря 1929 года для обсуждения следующих вопросов.
Повестка дня:
1) Об уплате страховки за церковь и производство ремонта храма согласно словесного заявления Зайковского РАО.
На собрании присутствовало 13 человек. Члены церковного Совета:
1. Мурзин Михаил Кузьмич
2. Пономарева Аграфена Петровна.
Члены учредители: Пономарев Алексей Кириллович, Пономарев Парфен Мартынович, Мурзин Иван Денисович, Буланов Филипп Афонасьевич, Фролова Ольга Викентьевна, Кротов Харитон Фролович, Пономарев Никита Никандрович, зам. председателя Боярников Прокопий Кузьмич, председатель Накаряков Анфиноген Филиппович – служитель культа, Мурзина Марфа Степановна, Серапион Андрианович Дымшаков – казначей. Председатель избран единогласно – Пономарев Алексей Кириллович, секретарь – Накаряков.
Слушали: Об уплате страховки за церковь и производство ремонта храма согласно словесного заявления Зайковского РАО.
Постановили: Мы, члены церковного Совета и учредители, собравшись на сегодняшнее собрание, постановили. В виду малочисленности нас – группы верующих, уплачивать страховку и другие причитающиеся с нас госплатежи за содержание нашего культового здания церкви мы не в состоянии, а также содержать культовое здание и производить капитальный ремонт, а поэтому единогласно, за исключением Накарякова А.Ф., служителя культа, со своей стороны передали культовое здание церковь и культовое имущество в пользу общества под культурное здание, и со своей стороны ходатайствуем перед Зайковским РАО о расторжении заключенного с нами договора срочно, для чего уполномачиваем председателя Боярникова Прокопия Кузьмича.
Председатель Пономарев Алексей Кириллович.
Секретарь Накаряков А.Ф.»

«Протокол № 65-й
Внеочередного заседания Президиума Зайковского районного исполнительного комитета совета РК и КД Ирбитского округа Уральской области
с. Зайковское
9 января 1930 г.
На заседании присутствуют – Члены Президиума: Герасимов, Игнатьев, Рысев, Никитин Н.Я. и за отсутствием тов. Гурьева ввести с правом решающего голоса Члена РИКа тов. Боярникова. Члены РИКа – Никтин, Волков. Докладчики: Начадмотделения – Малыгин. Председательствующий Герасимов.
… Слушали: $2. Ходатайство гр-н и общественных организаций Худяковского с/совета закрыть церковь в с. Зайковском и о передаче таковой под клуб. (Предст. Начадмотдел. – Малыгин).
Справка: Ходатайство на 15 листах и дело № 1 о культовом имуществе данной церкви.
Постановили: Ввиду того, что группа верующих Зайковской церкви в лице церковного Совета в составе 13 чел. от выполнения договора в части уплаты страховки, проведения ремонта отказалась и единогласно постановила передать церковь и культовое имущество в пользу общества и учитывая, что за закрытие церкви высказалась вся общественность Худяковского с/с и др. населенных пунктов, участие коих в разрешении данного вопроса обязательно, считать необходимым возбуждение ходатайства о закрытии церкви, передаче таковой под клуб и использовании культового имущества поддержать. Просить Президиум Окрисполкома утвердить данное постановление, направить таковое в Облисполком...»

В Зайково, бывшее тогда районным центром, находилась сильная местная организация «Союза воинствующих безбожников», активно способствовавшая ликвидации очага христианской культуры, увековечила печальную память о себе в названии зайковского колхоза «Безбожник». Претворявшаяся в жизнь в конце 20-х годов прошлого века политика сплошной коллективизации, привела к раскулачиванию крестьян, относящихся по дореволюционным меркам к середнякам и деревенской бедноте. Голод начала 30-х годов, ставший следствием этих процессов, также не позволил населению поддержать церковь материально.
Зайковская Успенская церковь была не единственной жертвой «борьбы за новый мир». Тем же протоколом № 65 от 9 января 1930 года Президиум Зайковского райисполкома постановил закрыть: 1) Скородумскую церковь с передачей ее здания временно под избу-читальню с дальнейшим использованием его для школы крестьянской молодежи. 2) Часовню деревень Вандышево и Ретнево с использованием здания под культурные учреждения. 3) Часовню в д. Речкалово с передачей здания под красный уголок. Колокола и прочее «имущество цветного металла» передавались в фонд индустриализации.
Протоколом внеочередного заседания Президиума Зайковского райисполкома от 20 января 1930 г. за № 67 было «принято культовое имущество» Чернорицкой церкви, половины Белослудской церкви, принадлежавшей группе обновленцев, Больше-Кочевской церкви и Мало-Кочевской часовни. Протоколом заседания Президиума Зайковского райисполкома от 18 февраля 1930 г. за № 69 было «принято культовое имущество» от групп верующих Осинцевского, Бичурского, Речкаловского, Антоновского, Белослудского храмов, Неустроевской, Меркушинской и Ретневской часовен…
В конце 20-х начале 30-х годов здания закрытых таким образом 50-ти тысяч православных храмов Советского Союза (население которого на 80% было верующим) были либо разрушены до основания, либо использованы в «хозяйственных» целях.

Зав. сектором музея «Дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова и боевого российско-американского содружества»
М.Е. Карпеев

"ИЖ", 2009 г.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений