Аникин Владимир Константинович, Почетный гражданин города Ирбита

Аникин Владимир Константинович, Почетный гражданин города Ирбита
Директор ирбитской детской художественной школы, преподаватель рисунка, живописи, композиции. Родился 27 ноября 1947 году в городе Ирбите Свердловской области.
Образование: Нижнетагильский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет (класс С.М. Крашенинникова, В.Г. Могилевича, М.П. Крамского).
Личные творческие достижения: успешно совмещает должность директора школы с активной научно-методической, педагогической деятельностью; обладатель Гран-при областного конкурса методических работ преподавателей ДХШ, ДШИ; лауреат областных выставок творческих работ преподавателей ДХШ, ДШИ. За время работы в школе подготовил более 70 выпускников, 18 из которых продолжили образование в художественных училищах и вузах России. Среди учащихся: лауреаты и дипломанты региональных, областных выставок, конкурсов. Ведёт активную выставочную деятельность; участник 40 выставок (всероссийских, областных, кустовых, городских); творческие работы приобретены музеями г. Ирбита, находятся в частных собраниях (США, Канада, Германия, Израиль, Кипр). Избран председателем совета директоров детских художественных школ Свердловской области. Награждён грамотой Губернатора Свердловской области, Министерства культуры Свердловской области, обладатель звания "Лучший работник культуры г. Ирбита"
Звания, награды: Знак Министерства культуры Российской Федерации "За достижения в культуре", медаль "За трудовую доблесть". Почетный гражданин города Ирбита (29 апреля 2010 г.)

Информация с сайта Ирбитской детской художественной школы:

Аникин Владимир Константинович Директор, работает в ДХШ с 1987 года. Руководитель и преподаватель высшей квалификационной категории. Председатель Совета директоров школ искусств Свердловской области. Член Российской Ассоциации искусствоведов (АИС). Автор книг и статей по архитектуре города Ирбит.; Лауреат премии Министерства культуры и туризма Свердловской области 2010г. «За лучшую педагогическую работу года». Заслуженный работник культуры России. Почётный гражданин города Ирбита, отмечен почетными Грамотами Губернатора, Правительства, знаком Министерства культуры Р.Ф. «За достижения в культуре».
Владимир Константинович Аникин - выпускник Нижнетагильского государственного педагогического института. Преподаватель и руководитель высшей квалификационной категории, более двадцати лет преподаёт академический рисунок, живопись, станковую композицию, графический дизайн в Детской художественной школе города Ирбита. Успешная педагогическая и административная деятельность Аникина В.К. позволили школе последовательно развиваться, открывать новые формы обучения детей изобразительному искусству. В 2007 году она стала победителем во Всероссийском конкурсе «Детские школы искусств - достояние Российского государства», информация о школе включена в одноименную книгу о ста лучших школах России (Москва, 2007 г.), изданную Федеральным агентством по культуре и кинематографии. С 2009 года школа - член Ассоциации детских школ искусств России.Школа является методическим центром для школ искусств Восточного округа Свердловской области. В течение девяти лет Аникин В.К. был организатором методических совещаний, выставок творческих работ преподавателей детских художественных школ, конкурсов по специальным дисциплинам для учащихся ДХШ, ДШИ. В 2007 году по инициативе Владимира Константиновича проведена областная летняя творческая школа «Вдохновение» для детей - лауреатов конкурсов и выставок, их преподавателей. В.К.Аникин стал организатором единственного в Свердловской области международного конкурса детского рисунка «Вираж». Владимир Константинович Аникин один из авторитетных и активных руководителей школ искусств области, не замыкающийся только на организации успешной деятельности возглавляемой им школы. С 1997 года он руководит Советом директоров детских художественных школ Свердловской области.Владимир Константинович является членом Совета по развитию художественного образования в Свердловской области, экспертом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.В городе Ирбите Аникин В.К. известен как активно работающий художник, краевед. Его работы есть в частных собраниях Екатеринбурга, Москвы, Н.Новгорода, Волгограда, а также в Канаде, США, Германии, Израиле, в государственном музее изобразительных искусств Ирбита. Имеет печатные публикации по истории архитектуры Ирбита, в прошлом одного из ярмарочных центров России. С 2009 года член Ассоциации искусствоведов России (АИС).О профессиональной педагогической, краеведческой и творческой деятельности Владимира Константиновича публиковали материалы журнал «Веси», «Областная газета», местные средства массовой информации. Его имя внесено в альбом «Художественное образование Среднего Урала», выпущенный Министерством культуры области (2006 г.), в энциклопедию «Одарённые дети - будущее России» (раздел «Доска почета», Москва, 2007 г.).Подтверждением заслуг Аникина В.К. является целый ряд наград и поощрений, среди которых нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре», почётная грамота Губернатора Свердловской области (2005 г.), почётная грамота Правительства Свердловской области (2009 г.), почётные грамоты Министерства культуры Свердловской области (1999, 2007 г.г.), почётное звание «Лучший работник культуры Муниципального образования город Ирбит» (2002, 2007 г.г.). В 2010 году Владимиру Константиновичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», присвоена премия Министерства культуры и туризма Свердловской области «За лучшую педагогическую работу года».

Владимир Аникин: «Удиви ученика, и он удивит тебя»

Осень 2010 года оказалась щедра на замечательные даты и торжественные события. Сегодня мы беседуем с Владимиром Константиновичем Аникиным, директором Ирбитской детской художественной школой. Его с уверенностью можно назвать именинником, потому что в этом году вышла в свет его замечательная книга, он получил звание «Заслуженный работник культуры», а возглавляемая им школа празднует свой 25-летний юбилей.
- Владимир Константинович, с чего начиналась художественная школа в Ирбите?
- Художественное образование в Ирбите до создания детской художественной школы существовало в виде кружков в Доме пионеров. Я, кстати, начинал их организовывать где-то в 1973 году. Быстро набралось значительное число детей. Мы рисовали, организовывали выставки в Доме пионеров. Потом меня пригласили поработать во Дворце культуры «Современник». Пришло много и взрослых, и детей. Было организовано две студии. Детскую возглавила Трапезникова Татьяна Валерьевна.
А о школе, как таковой, разговор зашел в середине 80-х годов. Валерий Борисович Меньшиков, будучи председателем городского совета, обратился в Москву в Министерство культуры РСФСР, именно там в те годы нужно было получать разрешение на открытие подобной школы. Москва ответила, что да, это возможно. Но нужно, чтобы было здание, где бы можно было это все начать. Начали искать, и нашли здание полуразрушенное на углу Красноармейской и Орджоникидзе. Здание во дворе. Стали его ремонтировать. Тогда в Ирбит приехал выпускник Нижнетагильского худграфа Александр Бородин. Первый год художественная школа там и существовала. Там же и жил сам Бородин. С 1 сентября 1985 года по разрешительному письму Министерства культуры открывается художественная школа. В письме был указан контингент – 30 человек. На работу были приглашены два преподавателя. Они больше занимались прикладным делом. Полного понятия школы не было. Рисунок, живопись, композиция программно не преподавались.
- А потом перебрались на улицу Советскую?
- Когда списали здание по ул. Советской, 17, выселив отсюда детский садик, поскольку состояние здания было аварийное. Помещение стали готовить под художественную школу. Начали менять полы. Пробовали менять балки. Но балки оказались из лиственницы. И они еще нас переживут. Кирпичная кладка сыпалась. А дворовая часть вообще была в ужасном состоянии. Ее обрушили. Заняли те помещения, которые можно было занять. Меняли систему отопления. Сюда переехали в 1986 году. Меня в художественную школу пригласили в 1987 году. Был очень хороший набор детей. Сразу мне четыре группы по десять человек набрали. Пришли те ребята, с которыми я 12 лет в дворовой студии занимался.
- Тогда обучение строилось по-другому?
- Да, было четырехлетнее обучение. Никаких младших отделений не было, сразу обучение шло академическое. Я стал вводить композицию, потому что до этого ее не преподавали. Это зависело не только от преподавателей, но и от оборудования – мольбертов, гипсовых учебных пособий. Ездил я в Екатеринбург – различные слепки искал, чучела животных. Заказали Геннадию Разживину мольберты. И чуть позже он сделал даже мольберты двух модификаций: для рисунка и для живописи. За это мы его мастерской очень благодарны.
Так и шло все потихонечку. Из Дома пионеров Кира Николаевна Опарина сюда пришла. С мотозавода пригласили Опарина Валентина Ивановича, профессионального скульптора. Его работы – бюсты героев на бульваре Победы. То есть мы старались собрать всех профессионалов.
- Когда вы стали директором?
- В 1989 году А. Бородин решил заняться кооперацией – организовал кооператив по декоративному оформлению. Тогда меня сделали директором.
Тогда было такое поветрие у молодежи, что, мол, учиться совсем не обязательно. Можно в ларьках пересидеть. Но со временем осознали, что без образования все равно никуда.
Когда я возглавил школу - начал укреплять материальную базу. Долго-долго ходил по всем инстанциям, готовил документы, потому что дворовая часть валилась просто со страшной силой. Территория школы не была огорожена: узенький дворик… и все. Первым делом заменили теплотрассу, чтобы было тепло. Потом начали внутри потихонечку все улучшать. К 1995 году мы с помощью Шатравки Григория Семеновича и городской думы начали пробивать вопрос строительства пристроя. В 1995 году сделали большой хороший пристрой. Видите ли, у нас норматив на каждого ребенка в учебном процессе – 5 квадратных метров. Если раньше бывало – зайдет десять человек в класс, я мог лишь с порога руководить процессом – подойти возможности не было. Ну а кто опаздывал, тот вообще оказывался в невыгодном положении. Тем не менее, у ребят было большое желание, и они очень старались. Тогда ведь и конкурс был более серьезный. Были вступительные экзамены.
- Но сейчас есть возможность развивать больше детей.
- У нас есть два направления: углубленный профессиональный подход (мы готовим детей для поступления в высшие учебные заведения) и для тех, кто просто любит рисовать.
После того как пристрой у нас был сделан, мы начали набирать обороты. Численность обучающихся достигла сначала 125 человек, потом 250 человек. Увеличился штат, появился завуч. Пришли работать выпускники нашей школы. Из первого выпуска художки у нас работает Марина Дмитриевна Семина. В этом году у нас переехала в Екатеринбург и работает в старейшей на Урале школе № 1 имени Чистякова Татьяна Дмитриевна Архипова. Пользуется успехом.
Немало наших выпускников в области работают в школах искусств.
Педагоги у нас хорошие. Пять человек имеют высшую категорию. Это много для небольшой школы. Оснащаем кабинеты компьютерами. Казалось бы, зачем в художественной школе компьютер?! Но что-то можно показать в компьютерном варианте. Изучая анкеты детей, прихожу к выводу, что им нужно, чтобы учебный процесс в школе компьютеризировался. Сейчас есть диски с обучающими программами и фильмами.
Пять лет назад школа, как образовательное учреждение, была аттестована на высшую категорию. Мы набрали максимальное количество баллов. В следующем году нас ждет очередная аккредитация. Мы, насколько сможем, постараемся.
- Кроме школы у вас есть и выставочный зал.
- Мы гордимся своим выставочным залом. Мы его построили сразу на следующий год после пристроя в 1996 году. Коробку построили, деньги кончились, и все бросили. А потом нам ЮНЕСКО помогло. В том смысле, что оттуда планировали приехать в город Ирбит, и возникла у города необходимость какую-то выставку показать. Г.С. Шатравка начал требовать завершения строительства. А там ни окон не было, ни штукатурки. Он бросил сюда силы, они поштукатурили. Ясно, что оно не высохло. ЮНЕСКО эту выставку в другом месте посмотрело. После этого опять все работы встали. Мы пошли сами, сделали своими силами. Я потолок сам белил, потому что высота четыре метра, кого туда пошлешь. Семья у меня стены красила. И педагоги помогали. Так мы собрали наш зал. И в 1996 году зал открылся первой выставкой. И мы вошли в выставочную колею. Который год мы возим выставки и из других городов. В следующем году будет выставка тагильского художника, зимой керамику привезем из Тюмени. Конечно, площади у нас незначительные и фондохранилища нет. Но зал работает, он на центральной улице находится и город украшает. В год проходит 10-11 выставок, которые посещает по тысяче человек. Нам предлагали ввести входные билеты, но я отказался. Ведь к нам кто ходит? В основном дети, пенсионеры и гости города.
- Уже можно подводить итоги.
- На сегодня мы выпустили 520 выпускников. 30% от этого числа поступили в художественные образовательные учреждения следующей ступени – это и училища, и академии. Многие выбирают специализацию графический дизайн. Наши дети и в Москве уже работают, и в Петербурге, имеют свои мастерские. Приезжают, рассказывают о своих успехах. Иногда дипломы приходят с благодарностью нам за ученика.
- Но ведь это же заслуга преподавателей?
- Да, мы очень гордимся нашими преподавателями, которые постоянно что-то придумывают, стараются обновлять учебные программы. Ведь наши программы в свое время даже Сибирь закупала, когда было плохо с программами. Программа по истории искусств Риммы Леонидовны Алеевой вообще была первой в области.
Мы считаемся такой крепенькой школой, чему я рад. Надеюсь, что и в дальнейшем мы будем поддерживать эти традиции.
- Давайте перейдем к одиозной личности директора.
- Это точно. Из меня в этом году сделали одиозную личность (смеется – Авт.).
- Мне просто хотелось Вас поздравить с заслуженной наградой.
- Спасибо. Для меня было достаточно неожиданно это звание. Мне позвонили из издательства «Банк культурной информации». Я тогда жил радостными впечатлениями, что книга выходит. Они мне звонят и спрашивают, надо ли вписывать в книгу тот факт, что меня наградили званием «Заслуженный работник культуры». Потом и я нашел в Интернете, что 25 мая этого года президент подписал указ. Очень приятно. Потом сразу посыпались поздравления от коллег и из методического центра по художественному образованию. А 1 октября было приглашение в резиденцию губернатора на награждение.
До этого у меня был федеральный знак получен за достижения в культуре в 2002 году.
- Давайте перейдем к планам на будущее.
- К новым достижениям нас подвигают дети и родители. Анкетирование выявило целый перечень того, чего бы они хотели. У нас разрабатывается программа развития. И она потихонечку, пусть не враз, но все равно осуществляется. Я помню, когда первый компьютер в школе появился - тогда по области это было всего две-три школы. А сейчас этим уже никого не удивишь.
Одно из направлений - «Графический дизайн» - не во всех школах есть. Мы это будем дальше развивать. Пока оно у нас на стадии рисования. То есть мы не применяем технические средства. Но эта компьютерная стезя нам нужна. С помощью компьютера и цветоведение изучается, и другие возможности композиционные появляются. Мы и шрифты изучаем. А в компьютере можно и потянуть шрифт, и пошире сделать, и наклонить. В двух классах пока не поставлен компьютер, мы это сделаем. В программу развития, которую составляет Управление культуры, мы записали компьютерный класс, интерактивную доску. С малышами с этой доской работать значительно интереснее. Ведь нам нужно детей удивлять сначала. А потом они, удивившись, удивят педагога.
Мы неплохо оснастили наш кабинет истории искусств. Очень помогает в работе мультимедийный проектор. Мы получаем диски и по отдельным произведениям, и по течениям, стилям.
Замышляем открыть отделение по декоративно-прикладному искусству. Педагога пока нет. А ведь для керамики у нас есть печь. Есть сушильный шкаф. Просят резьбу по дереву, чему я очень удивился. Когда-то она в школе была. Просят возобновить работу студии архитектурного моделирования. Планов у нас достаточно много.
- Пора перейти к поздравлениям.
- 25 лет – возраст молодой. Но это первый юбилей, и это здорово. Я считаю, что мы успешно его встречаем. И с точки зрения материальной базы, и коллектива, и наполненности учащимися школы, и востребованностью. Искренне желаю коллективу, чтобы и дальше мы были также нужны. Мы считаем, что эстетически детей развиваем и ведем просветительскую работу. Искренне желаю коллегам моим удач. Мы делаем хорошее дело и будем его дальше делать старательно.

Беседовала Светлана Уралова
"ИЖ", 2010 г.




Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений