Землянская Элеонора Петровна, актриса

Землянская Элеонора Петровна, актриса
«…За все Создателя сейчас благодарю,
Что счастлива в труде, друзьях и близких,
Что жизнь нелегкую всем сердцем я люблю,
Что рядом люди! Кланяюсь вам низко».
Эти строки Людмила Николаевна Ильина посвятила своей подруге, актрисе Ирбитского драматического театра Элеоноре Петровне Землянской. Актрисе, отдавшей 45 лет своей жизни сцене и зрителю. Зрителю, который любит ее, которому она нужна и сегодня.
В беседе Элеонора Петровна признается, что с самого детства была всем сердцем влюблена в театр. Ее завораживали огромные зрительные залы, потрясающие декорации и удивительные костюмы артистов, играющих на сцене. Еще будучи ученицей второго класса, Элеонора Петровна с ребятами во дворе ставила детские спектакли, а в пятом классе сама поставила «Золушку», с которой ребята «гастролировали» по всем близлежащим дворам. Тремя годами позже она вместе с подругами играла в спектакле по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Школу Элеонора Петровна окончила в Усть-Каменогорске. Там же три года отучилась на очном отделении физико-математического факультета Педагогического института. После чего, устроившись работать преподавателем физики и математики в школу, перевелась в Барнаул на заочное отделение. Во время преподавания Элеонора Землянская продолжала грезить театром. Теперь она ставила спектакли со своими учениками. Сама занималась в народном театре.
В 1966 году мечта Элеоноры Петровны сбывается – ее приглашают в труппу Усть-каменогорского театра. Два сезона пролетают для нее, как один миг, она играет в девяти спектаклях. Среди ее ролей такие серьезные работы, как Веслава в спектакле по пьесе Т. Кожеушника «Сверчок», Аллочка в спектакле «Цветы живые» и, конечно же, роль Дианы в спектакле «Собака на сене», которую Элеонора Петровна вспоминает и по сей день.
Затем были Тобольский, Балашовский, Шадринский, Йошкар-Олинский, и многие другие знаменитые театры. Были большие и малые и великие роли. Были работы с великими людьми – Гавриилом Даниловичем Абдуловым, прекрасным режиссером, отцом актера Александра Абдулова. Три сезона гастролей с Василием Семеновичем Лановым, со спектаклем «Тринадцатый председатель». До сих пор Элеонора Петровна вспоминает случай, произошедший во дворце культуры курорта Боровое.
- Тогда на премьеру собрался полный зал – около тысячи человек. И в конце спектакля один из зрителей вынес на сцену огромный букет цветов. Все ожидали, что его преподнесут Лановову. И вдруг его вручают мне! А я и удержать-то его не могу, цветы под ноги сыплются. Василий Семенович лишь руками развел и удивленно произнес: «Ого!». Это было незабываемо!
Еще одним незабываемым моментом в жизни Элеоноры Петровны стала встреча с будущим мужем и партнером по сцене актером, режиссером, драматургом Геннадием Елизаровичем Горлановым. Они прожили вместе почти 40 лет.
- И за всю жизнь мы ни разу не поругались и не поссорились. Мы были вместе на сцене, вместе ездили на гастроли, вместе отдыхали. У нас была резиновая лодка, на которой мы исплавали всю Ницу. Устраивали ночлеги на природе, рыбачили, любовались звездами… Это был чудесный человек.
В 1987 году Элеонора Петровна приходит в Ирбитский драматический театр. В котором играет и по сей день, в каждом спектакле даря всю себя и свои эмоции зрителю.
- Каждый раз, выходя на сцену, волнуюсь, - говорит Элеонора Петровна, - сколько бы лет не проработала на сцене, волнение все равно охватывает. Правда, как только выхожу к зрителю, волнение забывается. На сцене живу воплощаемым образом, его эмоциями и переживаниями. А иначе нельзя. Иначе зритель не поверит в живой персонаж. А уже после окончания спектакля – одолевает радость, радость встречи со зрителем.
За 23 года в ирбитском театре было сыграно огромное количество разноплановых ролей.
Сама Элеонора Петровна признается, что в молодости ей больше удавались лирико-драмматические роли. В более поздний период, когда приходилось играть главных персонажей, ей импонировали драматические героини. А потом вдруг в Элеоноре Петровне обнаружился комедийный дар.
- Предпосылки к этому появились еще, наверное, в Барнаульском театре, - вспоминает Элеонора Петровна. – Тогда мне предложили сыграть маленькую эпизодическую роль в спектакле «С любимыми не расставайтесь». Мне нужно было войти в дверь на сцену и сказать небольшой текст. Спектакль. Красивая сценическая дверь. И я, разволновавшись, открываю ее не в ту сторону. Она приоткрывается совсем на чуть-чуть, и я с трудом пролезаю в это дыру на сцену, говорю свои слова и тут, в добавок ко всему, запнувшись за что-то падаю прямо на сцене. Зал хохочет, актеры смеются…. И вот с тех пор меня уже тогда приглашали на комедийные роли. А сейчас зритель находит в любой моей роли, даже серьезной, что-то такое комедийное. И с таким удовольствием меня воспринимает в комедийных ролях, что когда-то режиссер … Алексеев даже хотел специально для меня поставить комедийный спектакль. Но не сложилось…
Было время, когда Элеонора Петровна уходила на пенсию. Но и тогда не изменила своему призванию – устроилась работать в девятую школу руководителем драмкружка. Там она с ребятами инсценировали басни Крылова. Устраивали показательные уроки. А потом Виктор Александрович Моор, директор театра, вновь пригласил Элеонору Петровну в театр.
- И я с удовольствием работаю. Все-таки если посвятил себя любимому делу, то оно будет с тобой всю жизнь. Я очень рада, что востребована, что нахожусь среди друзей и близких людей. Я счастлива, что выхожу на публику, что зрители меня знают. Дома мне тоже некогда скучать. У меня пять маленьких котят. Я их обожаю до потери пульса! Я знаю, что я им нужна, что меня ждут дома. Это просто здорово.

Александр Кузнецов

"ИЖ", 2010 г.