Черкасова А.С. Во благо России, во благо Отечества

Черкасова А.С. Во благо России, во благо Отечества
Во благо России, во благо Отечества
Сохраняя память о людях, прославивших наше Отечество, мы оберегаем свою душу от самого низкого из пороков - неблагодарности.

Дорогие ирбитчане!

В связи с тем, что в Ирбите обсуждается вопрос о восстановлении памятника императрице Екатерине II, позвольте мне, профессиональному историку, высказать свое мнение.
Ваш город, когда-то являлся своеобразным "окном" Сибири в Европу и, по существу, играл геополитическую роль. В XVII веке, в самом начале освоения Сибири русскими, Ирбитская ярмарка обеспечивала ее товарами первой необходимости: текстильными изделиями, металлом, кожами, воском и многим другим. В течение всего XVIII столетия она была главным центром распределения российских товаров в Сибири. Торговые обороты Ирбитской ярмарки неуклонно росли, и в XIX столетии она стала второй по значимости после Нижегородской ярмарки. Однако сама слобода долгое время развивалась медленно. Почему?
Ирбитская слобода была сельским поселением, ее жители занимались сельским хозяйством и промыслами. И только зимой, когда ярмарка половодьем разливалась по селению и его окрестностям, чтобы через неделю схлынуть бесследно, для ирбитчан находилось много работы. Эта неделя кормила год, ведь на ярмарку съезжалось и приходило до нескольких тысяч человек, которых надо было как-то обслуживать. Однако самым доходным в те времена делом - торговлей - ирбитчане заниматься не могли, так как Ирбитская слобода не имела статуса города. Это замораживало рост ее постоянного населения. Потому-то даже в 1710 году в слободе насчитывали всего 293 жителя в 39 дворах!
Обретение городского статуса по указу Екатерины II (в 1775 г.) дало, наконец, ирбитчанам право заниматься торговлей и мелкой промышленностью. А Жалованная грамота городам расширила городское самоуправление и привилегии горожан. Этот важнейший для развития российских городов законодательный акт был издан императрицей Екатериной II в 1785 году.
Рождение новых городов всегда является показателем прогрессивного развития страны. За первые девятнадцать лет правления Екатерины в России возникло 144 новых города. Количество промышленных предприятий выросло в несколько раз, крупных - втрое.
Заметим, что именно статус города, давший импульс развитию Ирбита, позволил ему впоследствии пережить закрытие Ирбитской ярмарки (1929 г.), произошедшее и вследствие пуска Великой Транссибирской железнодорожной магистрали, прошедший далеко от нашего города, и вследствие свертывания частной торговли после конца НЭПа и организации колхозов. Уже имевшаяся городская инфраструктура послужила основанием для развития крупного промышленного производства в Ирбите.
В XVIII столетии было два ярких и сильных правителя России - Петр I и Екатерина II. Именно они возвысили и укрепили наше Отечество, обеспечив его экономическое и политическое развитие выходом к Балтийскому и Черному морям. В результате балтийская торговля к 1796 году выросла в пять раз, а черноморская, начавшаяся с "чистого листа", составила к этому же времени около двух миллионов рублей. Численность населения страны за годы царствования Екатерины (30 лет) увеличилась с 19 до 29 миллионов человек, не считая 7 миллионов, проживавших на территориях, присоединенных к России в ходе войн с Турцией и Польшей.
Личная роль Петра I в реформах России никогда и никем не оспаривалась, несмотря на наличие темных сторон его правления. Ему справедливо ставили в заслугу и воспитание "птенцов гнезда петрова". Совсем другую судьбу уготовили потомки Екатерине. Может показаться странным, но именно либеральная, умная и просвещенная императрица более всего подверглась оскорбительному мифотворчеству людей пошлых, невежественных и завистливых. Ее личность и вклад в нашу историю чудовищно и несправедливо искажались, а выдвинутые ею государственные деятели часто носили позорное клеймо фаворитов.
В начале тридцатых годов прошлого столетия в Париже появились письма Екатерины II к Г.А. Потемкину, вывезенные из СССР. Автор исследовательского очерка о них, опубликованного на страницах русского эмигрантского журнала в 1934 году, писала о своих впечатлениях после их прочтения. Вот ее слова: "Я прочла, не отрываясь, всю объемную пачку, и только окончив последнее письмо, я глубоко вздохнула и подумала: "и может же обывательская легенда и хлестко-фривольные анекдоты до такой степени опоганить образ прелестной женщины, написавшей такие прелестные письма". Екатерина, - пишет далее автор очерка, - показалась мне до такой степени привлекательной, человечной, обаятельной и такой "чистой женщиной", несмотря на свои сорок четыре года, возраст, в котором она писала свои письма к Потемкину, что мне, естественно, захотелось узнать, что представляла ее жизнь до этого возраста. Труд по изучению ее предшествующей жизни занял немало времени, но зато доставил и много радости. Да разве есть большая радость, как реабилитировать невинно оклеветанную. Да еще женщину. Да еще такую прелестную женщину. Да еще русскую Императрицу!" Эти слова принадлежат русской журналистке Анне Кашиной-Евреиновой, эмигрировавшей из России после 1917 года. Могу сказать, что целиком разделяю ее мнение. Это была Великая любовь, соединившая двух Великих людей во благо России!
К счастью, сейчас стали доступны документы неизвестные до сих пор широкому читателю, и осуществлена их публикация. Всем, кто хочет понять истинную роль Екатерины и ее ближайшего друга, гениального государственного деятеля и соправителя Григория Александровича Потемкина (1739-1791), в истории нашего Отечества, советуем внимательно прочесть их переписку, изданную отдельной книгой в Москве в 1997 году. Как историк могу сказать, что личная переписка наиболее полно раскрывает качества любого человека, его жизненные принципы, образ мыслей и, потому позволяет многое понять и переосмыслить. В этой книге впервые представлены письма Г.А. Потемкина к Екатерине. Перед читателем пройдет его жизнь, положенная - не боюсь употребить высокие слова - на алтарь Отечества. Он не только присоединил к России северное Причерноморье, Молдавию и Крым, создал Черноморский флот, но и обустроил и заселил эти новые земли, основал Херсон, Николаев, Севастополь. Все это он делал, преодолевая противодействие не только Турции, но и почти всей Европы. Жизнь светлейшего князя была посвящена постоянным заботам, трудам и оборвалась в 52 года! До последних дней все его мысли были о России и ее правительнице. Сокровенные чувства раскрывает письмо, посланное Екатерине за неделю до кончины. В нем всего одна строка - стон истерзанного сердца: "Матушка родная, жить мне больше тяжело, что не вижу тебя". Этот двухметровый богатырь, красавец, кумир женщин, высокообразованный человек, знавший древние и новые языки, глубоко изучивший всемирную и русскую историю, богословие и другие науки, умер, изнуренный тяжелыми болезнями, в молдавской степи, прожив всю свою жизнь без семьи. Семейное счастье, к которому стремились Екатерина и Потемкин, не могло состояться. Интересы государства требовали его постоянного присутствия на юге страны, а ее - на севере.
"У него была смелая душа, смелое сердце и смелый ум", - писала Екатерина, потрясенная смертью друга и соправителя. Ее отчаяние было безмерным. "Этот удар меня сразил, мой ученик. Мой друг, могу сказать - мой идол, князь Потемкин, умер…", - писала она немецкому просветителю Ф. Гримму. А своему секретарю, обливаясь слезами, говорила: "Как можно мне Потемкина заменить?.. Теперь не на кого опереться".
Познакомлю вас с оценкой Екатерины как правительницы, высказанной королем Пруссии Фридрихом II в письме к брату: "России для завершения устройства ее огромного здания нужна была такая Императрица… Она все включает в круг своей деятельности, ни одна часть управления не ускользает от нее… Она служит укором для многих монархов, закоченевших на своих тронах и не имеющих ни малейшего понятия о великих делах, какие она приводит в исполнение. Во Франции четыре министра не работают столько, сколько эта женщина, которую следует зачислить в ряды великих людей". Заметим, что король и полководец Фридрих II отнюдь не был верным союзником России, а напротив, противником Екатерины на политической сцене Европы в те времена.
Сама Екатерина II высказывала презрение к монархам, которые в своей деятельности руководствовались мелкими личными пристрастиями, а не государственными и национальными интересами своей страны. В ее царствование Россия встала в ряды великих держав. А тех, кто тогда и позже пытались оспорить ее место, постигала жалким участь. И это нас очень важно знать и помнить! Начавшееся с Петра Великого насаждение в России европейского образа жизни и заимствование технических достижений, сопровождалось, к сожалению, забвением и даже пренебрежением к своим национальным традициям и ко всему русскому. Именно Екатерина (немка по рождению), не только всегда стремилась действовать, исходя из коренных интересов России, но и высоко ценила достоинства нации, создавшей Великое государство. Она верила в творческую силу россиян: "Русский народ есть особенный народ в целом свете, который отличается догадкою, умом, силою, - писала императрица, - я знаю это по двадцатилетнему опыту царствования. Бог дал русским особое свойство… Взойдет звезда востока, откуда должен воссиять свет, ибо там больше, чем где-нибудь, хранится под пеплом духа и силы".
"Восстановление уважения к русской народности, - писал один из историков XIX века, - составляет величайшую историческую заслугу Екатерины". Конечно, она не забывала, что управляет многонациональным государством. И мы с вами знаем, что в развитии страны, в создании нашей великой истории и культуры участвовали все народы России.
Но вернемся к Екатерине (1729-1796). Обоснованно считая себя продолжательницей дела Петра, она подчеркивала роль сподвижников в его успехах: "У Петра Великого были такие люди, которые и грамоты не знали, а все дело шло вперед. Стало быть, неурожая на людей не бывает". Как и Петр, она ценила в человеке прежде всего талант, характер и работоспособность, смело доверяя таким людям большие государственные дела.
Вы можете спросить, а как же так добрая императрица казнила некогда любимого нами Емельяна Пугачева? Отвечу. Мы с вами любили не его, а миф о нем. Но главное в том, что если бы, не дай Бог, он победил, то вся Европа объединилась бы против России и отбросила бы ее от Балтийского и Черного морей далеко к Уралу. А наша страна осталась бы существовать, но как отсталая монархия, не помышляя об экономическом и социально-культурном прогрессе. Лично меня более всего привлекает в Екатерине глубокий патриотизм, который не был показным. Приехав в Россию четырнадцатилетней девочкой, предоставленная самой себе, она в течение 18 лет упорно занималась самовоспитанием и самообразованием: серьезно изучала историю, политические трактаты древних и современных ей авторов и, особенно труды Великих французских просветителей (Монтескье, Вольтера, Дидро и др.). В отличие от своего недалекого и сумасбродного мужа, не понимавшего и не уважавшего страну и народ, которым он был призван управлять, Екатерина, приняв православие, отнюдь не формально отнеслась и к этому событию, и к своему будущему венценосному долгу. Она изучала и добросовестно исполняла религиозные обряды, уважала обычаи и традиции россиян. Прочтите ее личную переписку, и увидите, как великолепно она владела русским языком, прибегала порою к исконно народным словам и выражениям, которые мы с вами давно забыли да и просто не знаем. Когда читаешь письма Екатерины, то веришь, что их написала умная, образованная, глубоко чувствующая Русская женщина.
Напомню, что на Западе Петр I пользовался уважением за то, что он без сожаления порвал с "варварским прошлым" России. Екатерина же, напротив, считала, что новые законы должны соответствовать характеру народа, свойственному ему образу мыслей, традициям, историческим реалиям страны. Этот мудрый принцип хотелось бы напомнить нашим современным реформаторам.
Во все века и все народы ставили памятники людям, прославившим свое Отечество талантом, подвигами, преобразованиями и прочими благими делами. Сохраняя память о них, мы оберегаем свою историю от забвения, а свою душу - от самого низкого из пороков - неблагодарности.
Желаю успехов и счастья всем ирбитчанам.

А.С. ЧЕРКАСОВА,
директор и научный руководитель Демидовского института, доктор исторических наук
газета "Восход", 2002 г. 21 октября.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений