Ирбитская ярмарка по праву вместе с Нижегородской считалась крупнейшей ярмаркой России. Ирбитское торжище было признанным центром пушной торговли страны, «зеркалом пушнины».
Из законодательных источников известно, что к середине XVIII в. уездные служилые татары, в отличии от слободских, обладали меньшими привелегиями в области торговли, но могли совершать поездки «в Уфимский уезд и в другие места (в указе: Санкт-Петербург, Астрахань, Ирбитская ярмарка, Оренбург) для торговых своих промыслов и покупок лошадей» при условии взятия у них «в приезде поруки и обязательства»1. Видимо, казанские слободские татары могли это делать и раньше.
Академик Иоганн Гмелин, побывавший на Ирбитской ярмарке в 1734 г., отмечал: «Из чуждых национальностей были греки, татары различных племен»2. Участие татар фиксируют современные авторы: «В «татарском» его конце [Ирбита] останавливались казанские ямщики..., в «теребиловке» — тоболяки: татары, ханты, манси...»3. Они также упоминают о татарах, которые «торговали мануфактурой "на аршин"»4.
Анализ источников позволяет отчасти выявить товары, поступавшие из Ирбита в Казанский край. Так, К. Фукс, описывая стол казанских татар, указывал на сухие фрукты привезенные из Ирбита5. В очень большом ходу были меха, счет которым шел на тонны. Во время торжища в феврале 1872 г. представители Казани закупили для дальнейшей обработки 30 тонн меха лисицы, около 8 тонн меха степного волка6. На этой же ярмарке основные партии (до 1000 пудов) конского волоса, находились у татарских купцов братьев Айтикиных7.
Присутствие татарских купцов на пушном рынке прослеживается и в публицистике того времени. В одном из материалов газеты «Ирбитский ярмарочный листок» читаем письмо русского купца о посещении им своего знакомого пушного торговца. Автор пишет: «Во всех углах идет счет шкурок. По середине комнаты, на полу, наклонившись, перебирает и считает шкурки татарин, приговаривая: "бир, ики, уч, дюрт, беш, алты, еди, секис, токус, он"»8.
Татары вели в городе и постоянную торговлю. Так, в первой половине 90-х гг. XIX в. Сабитов, 3. Шамсутдинов, Н. Ша-лабутдинов (видимо, Шигабутдинов) продавали мануфактурные товары и галантерею9.
Татары торговали на ярмарке кожевенными изделиями, обувью, шапками, тюбетейками и другими товарами. Покупатели были хорошо знакомы с обувными магазинами казанцев М. Галиева и М. Мусина. Житель г. Астрахани, побывавший на торжище в 80-е гг. XIX в., писал: «Вообще казанцы доставляют сюда предметы искусства и ремесел». Купцы из Семипалатинска и Петропавловска, среди которых было много татар, покупали товары, производящиеся в Москве, Казани и других городах страны. Они одновременно продавали и сырье10. Татары из Поволжья, в первую очередь из Казани, удовлетворяли также потребности мусульман в религиозных и светских книгах. Наибольшим спросом пользовался Коран. Самая же известная книжная торговля на ярмарке принадлежала казанцу Ш. Хусейнову. Состав татарских купцов на ярмарке в разные годы не был одинаковым. В 70-е гг. XIX в. среди торговцев-татар в источниках упоминаются Баязитов, К. Алмазов из Казани, Габай-дуллин, Усмановы, Яушевы, Урсаев, Му-хаметкаримовы из Троицка, Габайдуллин, Тастемиров, Бикташев, Сутюшевы, Баязитов из Петропавловска, Агафуровы, Тюме-нев из Екатеринбурга, Гилев из Бийска, Бенкулов, Абубакиров, Валитов, Иксанов, Хисомутдинов из Усть-Каменогорска11. На Ирбитской ярмарке 1891 г. татары закупали большое количество плугов, сортировок и веялок12.
В 1894 г. среди татарских купцов на Ирбитской ярмарке мы встречаем и других лиц. Кожей и обувью торговали Г. Тазутдинов, С. Габайдулин, А. Сайфуллин, X. Носихов, Н.-М. Забиров, Г. Усманов. Торговали они небезуспешно, занимая по торговым оборотам, как правило, далеко не последние места. Так, татары Ш. Габайдуллин и X. Тамерпулатов были в числе восьми крупных торговцев шапками и картузами, И. Файзуллин и М. Б. Рафиков торговали готовыми платьями, Г. С. Вайхитов, С. Боязитов, С. Фахтуллен (видимо, Фат-хуллин), И. Габасов, Г. Илалов — мехами, Ибрагимджанов, Г. Шагабутдинов — мануфактурными изделиями, М. Галиев, Ш. Каримов, М.-Ш. Мусин, М. Мусин, М.-Г. Мурсалимов, Хайбуллин, М. Амир-ханов и Ш. Искаков — азиатскими товарами13.
Участие татар на Ирбитской ярмарке было весьма значительным и в начале XX столетия. Так, на ярмарке 1901 г. было представлено 532 фирмы России, из которых 52 фирмы принадлежали татарам. Данные фирмы были зарегистрированы в таких регионах страны, как Казанская губерния, Петропавловск, Ирбит, Екатеринбург, Тюмень, Пермь, Москва и т. д.
Кроме фирм, устроители ярмарки взяли на учет и 666 отдельных предпринимателей. Из них татарами были 83 человека. Они прибыли из Казани и Казанской губернии (15 чел.), Оренбургской (12 чел.), Московской (2 чел.), Пермской губерний (3 чел.). Больше всего татар было из Сибири и Степного края (Семипалатинск, Петропавловск и др.) — 36 человек14.
Самыми крупными татарскими купцами на ярмарке этого года были братья Агафуровы. Исследовательница С. Корепано-ва из Екатеринбурга, опираясь на газетные источники, утверждает, что Зайнетдин Ага-фуров вел торговлю на ярмарке с 1875 г. Впоследствии он стал членом учетных комитетов оперирующих на ярмарке банков, членом ярмарочного комитета и попечителей магометанской мечети15. В конце XIX в. братья Агафуровы, создавшие торговый дом, одними из немногих торговали табаком. В 1900 г. продажа табачных изделий на торжище находилась только в их руках. По сравнению с 1899 г. сортового табака они завезли на 20 тыс. руб. больше. Кроме табака, Агафуровы на ярмарках рубежа XIX-XX вв. продавали галантерейные, москательные, парфюмерные товары, а также чай (собственной развески), сахар и спички.
Нередко татары были представителями, доверенными лицами фирм и конкретных предпринимателей. Так, в 1901 г. Г. Атнагулов представлял фирму троицкого купца Я. Дюзеева, 3. М. Исляев — фирму М. А. Курамшина (Москва, Омск).
Характерны данные о представительстве татар на ярмарке 1910 г. Из заявленных 1062 фирм и купцов, как продающих, так и покупающих, 174 были татарами. Из Поволжья и Приуралья прибыло почти 60 торговцев татар, в том, числе из Казанской губернии — 27 человек. Остальные по преимуществу представляли Сибирь и Степной край16.
О месте и роли татар на ярмарке свидетельствует то, что почти половина членов и кандидатов в члены ярмарочного комитета от иногороднего купечества были татарами. Это 3. X. Агафуров, М. М. Давлет-Кильдиев, К. М. Муртазин, Л. С. Мусин, Г. А. Хусаинов, X. М. Каримов и 3. Исхаков.
Еще большим было участие татар (252 из 1369 фирм и торговцев) на ярмарке 1911 г. Из одной только Казани прибыли представители 30 фирм. Казанцы привезли с собой азиатскую обувь, кожевенные товары, пушнину, галантерею, бязь, фрукты, жировые товары. А на ярмарке их интересовали ковры, пушнина, комиссионные и другие товары.
Пушнина составляла непременный предмет торговых операций предпринимателей-татар и из других регионов России — Вятской, Оренбургской, Пермской, Уфимской, Пензенской, Рязанской и Симбирской губерний17.
Пушнина была самым ходовым товаром и на Ирбитской ярмарке 1913 г. Наибольшим спросом пользовались шкурки молодого песца. Основными их покупателями стали казанские купцы. Они же скупили 60 процентов всего привоза меха кошки.
Казанские татарские фирмы практически были монополистами при продаже азиатской обуви и азиатских головных уборов. Оборот их торговли достиг до 100 тысяч рублей. Расширили свое дело известные купцы Агафуровы. Они занимали не только ведущее место в табачной торговле, но также в продаже игольно-галантерейных, парфюмерных товаров. Агафуровы играли немаловажную роль и на рынке швейных машин. Они вели реализацию этих популярных товаров, будучи представителями известного товарищества Ж. Блок18.
Казанцы, среди которых было немало татар, активно скупали конские, козловые кожи и бараньи шкурки.
Купцы Агафуровы занимали ведущее место и на ярмарке 1914 г. Они продавали игольно-галантерейные товары, парфюмерию, швейные машины, швейные нитки на катушках (швейная бумага). В этих секторах рынка им не было равных19.
Наиболее крупными и известными татарскими купцами на ярмарке, кроме Агафуровых, были Шафигуллины (Иркутск), Мусины (Семипалатинск), Апанаевы, Каримовы, Мусины (Казань), Яушевы (Троицк), Сейдуковы (Сибирь).
В Ирбит на ярмарку приезжала масса народу. Для размещения существовало несколько возможностей. Прежде всего это разного рода подворья — Сибирское, Монастырское, Введенское и другие. Но их было недостаточно. Большая часть приехавших снимала угол у частных домовладельцев. Последние стремились не упустить свой шанс. Дома, в Ирбите даже самые маленькие, были двухэтажными, и все пригодные площади сдавались в аренду. Купцы и торговцы традиционно останавливались у одних и тех же горожан и расплачивались с ними за ярмарку следующего года. Приемом и размещением участников ярмарки занимались и проживающие в Ирбите татары. Так, в дни ярмарки 1915 г. у домовладельца Бик-муллина останавливались Г. Файзуллин и Н.М. Хамидуллин (Петропавловск), продающие пушнину20.
Без всякого сомнения, бизнес, торговые дела главенствовали на ярмарке. Однако ни одной коммерцией жили здесь татарские купцы и предприниматели, их приказчики. Ирбитская ярмарка была для них и местом встречи с другими татарскими и русскими деловыми людьми. По авторитетному свидетельству известного предпринимателя и общественного деятеля А. Мэнгэра, во время ярмарки татарские купцы нередко собирались на втором этаже магазина Агафуровых на обеденное чаепитие. Здесь наряду с коммерческими проблемами обсуждали и вопросы, связанные с жизнью и деятельностью татар России21. Следовательно, магазин братьев Агафуровых превращался в место обсуждения современного состояния и будущего татарского народа. В минуты отдыха купцы слушали любимые татарские народные песни.
Участники Ирбитской ярмарки откликались на различные призывы о помощи нуждающимся. Весной 1892 г. среди городов России перечисливших в Оренбургское магометанское духовное собрание средства в пользу пострадавших от неурожая был и Ирбит22.
Изложенное выше позволяет нам утверждать о том, что татары России были постоянными участниками Ирбитской ярмарки. Здесь были представлены татарские предприниматели и купцы практически всех регионов Российской империи.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в Российском законодательстве второй половины XVI-XVIII вв.-Казань,2000.-С86.
2. Хитров А. К истории г. Ирбити и Ирбитской ярмарки.-Ирбит,1872.-С.35.
3. Герштейн Я. Л., Смирных А. И. Ирбит.-Свердловск,1981-С. 12-13.
4. Там же.-С23.
5. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении.-Казань,1991.-С48.
6. Ирбитский ярмарочный листок.-1872.-16 февраля.
7. Там же.-10 февраля.
8. Там же.-16 февраля.
9. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи / Издание А. С. Суворина.-1895.-Стлб.2248. О наличии определенного количества мусульман, в т. ч. татар среди горожан и участников ярмарки говорит то, что к началу 70-х гг. XIX в. в Ирбите была мечеть, позднее появилась и мусульманская школа. Красивое здание мечети было двухэтажным. Большую роль в ее сооружении сыграл известный мусульманский деятель петропавловский ахун Абдул-Бари Яушев. В дни ярмарки Оренбургское духовное магометанское собрание назначало двух имамов для организации службы в храме. (Тарджеман.-1887.-12 апреля).
10. Тарджеман.-1887.-12 апреля.
11. Ирбитский ярмарочный листок.-1872.-8, 17 февраля.
12. Тарджеман.-1891.-28 февраля.
13. Вся Россия...-Стлб.2253-2256.
14. Справочная книжка Ирбитская ярмарка на 1901 год.-Ирбит,1901.-С41,46-197. Подсчеты фирм и торговцев сделаны нами.
15. Корепанова С. Агафуровы // Татарстан.-2002.-№ 5.-С.33.
16. Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1910 год.-Ирбит.-С41, 80-197.
17 Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1911 год.-Ирбит.-С.63,78-79,88-89.
18 Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1914 год.-Ирбит.-С87, 90, 94-95.
19. Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1915 год.-Ирбит.-С. 18-40.
20. Там же.-С124, 126.
21. Әхмәтвәли Мәнгәр. Хатирәләр.-Казан,1997.-С.164-165; Тагиров И. Р. Очерки по истории Татарстана и татарского народа.-Казань,1999.-С20.
22. Тарджеман.-1892, 12 апреля.
Наиль Таиров,
кандидат исторических наук
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2004_01/11/03/
Из законодательных источников известно, что к середине XVIII в. уездные служилые татары, в отличии от слободских, обладали меньшими привелегиями в области торговли, но могли совершать поездки «в Уфимский уезд и в другие места (в указе: Санкт-Петербург, Астрахань, Ирбитская ярмарка, Оренбург) для торговых своих промыслов и покупок лошадей» при условии взятия у них «в приезде поруки и обязательства»1. Видимо, казанские слободские татары могли это делать и раньше.
Академик Иоганн Гмелин, побывавший на Ирбитской ярмарке в 1734 г., отмечал: «Из чуждых национальностей были греки, татары различных племен»2. Участие татар фиксируют современные авторы: «В «татарском» его конце [Ирбита] останавливались казанские ямщики..., в «теребиловке» — тоболяки: татары, ханты, манси...»3. Они также упоминают о татарах, которые «торговали мануфактурой "на аршин"»4.
Анализ источников позволяет отчасти выявить товары, поступавшие из Ирбита в Казанский край. Так, К. Фукс, описывая стол казанских татар, указывал на сухие фрукты привезенные из Ирбита5. В очень большом ходу были меха, счет которым шел на тонны. Во время торжища в феврале 1872 г. представители Казани закупили для дальнейшей обработки 30 тонн меха лисицы, около 8 тонн меха степного волка6. На этой же ярмарке основные партии (до 1000 пудов) конского волоса, находились у татарских купцов братьев Айтикиных7.
Присутствие татарских купцов на пушном рынке прослеживается и в публицистике того времени. В одном из материалов газеты «Ирбитский ярмарочный листок» читаем письмо русского купца о посещении им своего знакомого пушного торговца. Автор пишет: «Во всех углах идет счет шкурок. По середине комнаты, на полу, наклонившись, перебирает и считает шкурки татарин, приговаривая: "бир, ики, уч, дюрт, беш, алты, еди, секис, токус, он"»8.
Татары вели в городе и постоянную торговлю. Так, в первой половине 90-х гг. XIX в. Сабитов, 3. Шамсутдинов, Н. Ша-лабутдинов (видимо, Шигабутдинов) продавали мануфактурные товары и галантерею9.
Татары торговали на ярмарке кожевенными изделиями, обувью, шапками, тюбетейками и другими товарами. Покупатели были хорошо знакомы с обувными магазинами казанцев М. Галиева и М. Мусина. Житель г. Астрахани, побывавший на торжище в 80-е гг. XIX в., писал: «Вообще казанцы доставляют сюда предметы искусства и ремесел». Купцы из Семипалатинска и Петропавловска, среди которых было много татар, покупали товары, производящиеся в Москве, Казани и других городах страны. Они одновременно продавали и сырье10. Татары из Поволжья, в первую очередь из Казани, удовлетворяли также потребности мусульман в религиозных и светских книгах. Наибольшим спросом пользовался Коран. Самая же известная книжная торговля на ярмарке принадлежала казанцу Ш. Хусейнову. Состав татарских купцов на ярмарке в разные годы не был одинаковым. В 70-е гг. XIX в. среди торговцев-татар в источниках упоминаются Баязитов, К. Алмазов из Казани, Габай-дуллин, Усмановы, Яушевы, Урсаев, Му-хаметкаримовы из Троицка, Габайдуллин, Тастемиров, Бикташев, Сутюшевы, Баязитов из Петропавловска, Агафуровы, Тюме-нев из Екатеринбурга, Гилев из Бийска, Бенкулов, Абубакиров, Валитов, Иксанов, Хисомутдинов из Усть-Каменогорска11. На Ирбитской ярмарке 1891 г. татары закупали большое количество плугов, сортировок и веялок12.
В 1894 г. среди татарских купцов на Ирбитской ярмарке мы встречаем и других лиц. Кожей и обувью торговали Г. Тазутдинов, С. Габайдулин, А. Сайфуллин, X. Носихов, Н.-М. Забиров, Г. Усманов. Торговали они небезуспешно, занимая по торговым оборотам, как правило, далеко не последние места. Так, татары Ш. Габайдуллин и X. Тамерпулатов были в числе восьми крупных торговцев шапками и картузами, И. Файзуллин и М. Б. Рафиков торговали готовыми платьями, Г. С. Вайхитов, С. Боязитов, С. Фахтуллен (видимо, Фат-хуллин), И. Габасов, Г. Илалов — мехами, Ибрагимджанов, Г. Шагабутдинов — мануфактурными изделиями, М. Галиев, Ш. Каримов, М.-Ш. Мусин, М. Мусин, М.-Г. Мурсалимов, Хайбуллин, М. Амир-ханов и Ш. Искаков — азиатскими товарами13.
Участие татар на Ирбитской ярмарке было весьма значительным и в начале XX столетия. Так, на ярмарке 1901 г. было представлено 532 фирмы России, из которых 52 фирмы принадлежали татарам. Данные фирмы были зарегистрированы в таких регионах страны, как Казанская губерния, Петропавловск, Ирбит, Екатеринбург, Тюмень, Пермь, Москва и т. д.
Кроме фирм, устроители ярмарки взяли на учет и 666 отдельных предпринимателей. Из них татарами были 83 человека. Они прибыли из Казани и Казанской губернии (15 чел.), Оренбургской (12 чел.), Московской (2 чел.), Пермской губерний (3 чел.). Больше всего татар было из Сибири и Степного края (Семипалатинск, Петропавловск и др.) — 36 человек14.
Самыми крупными татарскими купцами на ярмарке этого года были братья Агафуровы. Исследовательница С. Корепано-ва из Екатеринбурга, опираясь на газетные источники, утверждает, что Зайнетдин Ага-фуров вел торговлю на ярмарке с 1875 г. Впоследствии он стал членом учетных комитетов оперирующих на ярмарке банков, членом ярмарочного комитета и попечителей магометанской мечети15. В конце XIX в. братья Агафуровы, создавшие торговый дом, одними из немногих торговали табаком. В 1900 г. продажа табачных изделий на торжище находилась только в их руках. По сравнению с 1899 г. сортового табака они завезли на 20 тыс. руб. больше. Кроме табака, Агафуровы на ярмарках рубежа XIX-XX вв. продавали галантерейные, москательные, парфюмерные товары, а также чай (собственной развески), сахар и спички.
Нередко татары были представителями, доверенными лицами фирм и конкретных предпринимателей. Так, в 1901 г. Г. Атнагулов представлял фирму троицкого купца Я. Дюзеева, 3. М. Исляев — фирму М. А. Курамшина (Москва, Омск).
Характерны данные о представительстве татар на ярмарке 1910 г. Из заявленных 1062 фирм и купцов, как продающих, так и покупающих, 174 были татарами. Из Поволжья и Приуралья прибыло почти 60 торговцев татар, в том, числе из Казанской губернии — 27 человек. Остальные по преимуществу представляли Сибирь и Степной край16.
О месте и роли татар на ярмарке свидетельствует то, что почти половина членов и кандидатов в члены ярмарочного комитета от иногороднего купечества были татарами. Это 3. X. Агафуров, М. М. Давлет-Кильдиев, К. М. Муртазин, Л. С. Мусин, Г. А. Хусаинов, X. М. Каримов и 3. Исхаков.
Еще большим было участие татар (252 из 1369 фирм и торговцев) на ярмарке 1911 г. Из одной только Казани прибыли представители 30 фирм. Казанцы привезли с собой азиатскую обувь, кожевенные товары, пушнину, галантерею, бязь, фрукты, жировые товары. А на ярмарке их интересовали ковры, пушнина, комиссионные и другие товары.
Пушнина составляла непременный предмет торговых операций предпринимателей-татар и из других регионов России — Вятской, Оренбургской, Пермской, Уфимской, Пензенской, Рязанской и Симбирской губерний17.
Пушнина была самым ходовым товаром и на Ирбитской ярмарке 1913 г. Наибольшим спросом пользовались шкурки молодого песца. Основными их покупателями стали казанские купцы. Они же скупили 60 процентов всего привоза меха кошки.
Казанские татарские фирмы практически были монополистами при продаже азиатской обуви и азиатских головных уборов. Оборот их торговли достиг до 100 тысяч рублей. Расширили свое дело известные купцы Агафуровы. Они занимали не только ведущее место в табачной торговле, но также в продаже игольно-галантерейных, парфюмерных товаров. Агафуровы играли немаловажную роль и на рынке швейных машин. Они вели реализацию этих популярных товаров, будучи представителями известного товарищества Ж. Блок18.
Казанцы, среди которых было немало татар, активно скупали конские, козловые кожи и бараньи шкурки.
Купцы Агафуровы занимали ведущее место и на ярмарке 1914 г. Они продавали игольно-галантерейные товары, парфюмерию, швейные машины, швейные нитки на катушках (швейная бумага). В этих секторах рынка им не было равных19.
Наиболее крупными и известными татарскими купцами на ярмарке, кроме Агафуровых, были Шафигуллины (Иркутск), Мусины (Семипалатинск), Апанаевы, Каримовы, Мусины (Казань), Яушевы (Троицк), Сейдуковы (Сибирь).
В Ирбит на ярмарку приезжала масса народу. Для размещения существовало несколько возможностей. Прежде всего это разного рода подворья — Сибирское, Монастырское, Введенское и другие. Но их было недостаточно. Большая часть приехавших снимала угол у частных домовладельцев. Последние стремились не упустить свой шанс. Дома, в Ирбите даже самые маленькие, были двухэтажными, и все пригодные площади сдавались в аренду. Купцы и торговцы традиционно останавливались у одних и тех же горожан и расплачивались с ними за ярмарку следующего года. Приемом и размещением участников ярмарки занимались и проживающие в Ирбите татары. Так, в дни ярмарки 1915 г. у домовладельца Бик-муллина останавливались Г. Файзуллин и Н.М. Хамидуллин (Петропавловск), продающие пушнину20.
Без всякого сомнения, бизнес, торговые дела главенствовали на ярмарке. Однако ни одной коммерцией жили здесь татарские купцы и предприниматели, их приказчики. Ирбитская ярмарка была для них и местом встречи с другими татарскими и русскими деловыми людьми. По авторитетному свидетельству известного предпринимателя и общественного деятеля А. Мэнгэра, во время ярмарки татарские купцы нередко собирались на втором этаже магазина Агафуровых на обеденное чаепитие. Здесь наряду с коммерческими проблемами обсуждали и вопросы, связанные с жизнью и деятельностью татар России21. Следовательно, магазин братьев Агафуровых превращался в место обсуждения современного состояния и будущего татарского народа. В минуты отдыха купцы слушали любимые татарские народные песни.
Участники Ирбитской ярмарки откликались на различные призывы о помощи нуждающимся. Весной 1892 г. среди городов России перечисливших в Оренбургское магометанское духовное собрание средства в пользу пострадавших от неурожая был и Ирбит22.
Изложенное выше позволяет нам утверждать о том, что татары России были постоянными участниками Ирбитской ярмарки. Здесь были представлены татарские предприниматели и купцы практически всех регионов Российской империи.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Ногманов А. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в Российском законодательстве второй половины XVI-XVIII вв.-Казань,2000.-С86.
2. Хитров А. К истории г. Ирбити и Ирбитской ярмарки.-Ирбит,1872.-С.35.
3. Герштейн Я. Л., Смирных А. И. Ирбит.-Свердловск,1981-С. 12-13.
4. Там же.-С23.
5. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении.-Казань,1991.-С48.
6. Ирбитский ярмарочный листок.-1872.-16 февраля.
7. Там же.-10 февраля.
8. Там же.-16 февраля.
9. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи / Издание А. С. Суворина.-1895.-Стлб.2248. О наличии определенного количества мусульман, в т. ч. татар среди горожан и участников ярмарки говорит то, что к началу 70-х гг. XIX в. в Ирбите была мечеть, позднее появилась и мусульманская школа. Красивое здание мечети было двухэтажным. Большую роль в ее сооружении сыграл известный мусульманский деятель петропавловский ахун Абдул-Бари Яушев. В дни ярмарки Оренбургское духовное магометанское собрание назначало двух имамов для организации службы в храме. (Тарджеман.-1887.-12 апреля).
10. Тарджеман.-1887.-12 апреля.
11. Ирбитский ярмарочный листок.-1872.-8, 17 февраля.
12. Тарджеман.-1891.-28 февраля.
13. Вся Россия...-Стлб.2253-2256.
14. Справочная книжка Ирбитская ярмарка на 1901 год.-Ирбит,1901.-С41,46-197. Подсчеты фирм и торговцев сделаны нами.
15. Корепанова С. Агафуровы // Татарстан.-2002.-№ 5.-С.33.
16. Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1910 год.-Ирбит.-С41, 80-197.
17 Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1911 год.-Ирбит.-С.63,78-79,88-89.
18 Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1914 год.-Ирбит.-С87, 90, 94-95.
19. Справочная книга Ирбитская ярмарка на 1915 год.-Ирбит.-С. 18-40.
20. Там же.-С124, 126.
21. Әхмәтвәли Мәнгәр. Хатирәләр.-Казан,1997.-С.164-165; Тагиров И. Р. Очерки по истории Татарстана и татарского народа.-Казань,1999.-С20.
22. Тарджеман.-1892, 12 апреля.
Наиль Таиров,
кандидат исторических наук
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2004_01/11/03/