Копылов В.Е. Академик архитектуры Дютель в Ирбите

Копылов В.Е. Академик архитектуры Дютель в Ирбите
Поначалу я намеревался назвать статью как «Забытые имена». Мы мало и плохо знаем минувшие события, а уж о сохранении в памяти выдающихся имен прошлого и говорить нечего. Об одном из них и пойдет речь впереди. В Тобольске несколько в стороне от Кремля на краю площади Ремезова стоит здание бывшего губернского музея. Сейчас в нем размещается картинная галерея. Многие годы мою память, ум и время занимал вопрос: кто был автором проекта? И только сравнительно недавно удалось-таки добыть обстоятельный ответ.
Авторство принадлежало тюменскому городскому архитектору академику Ю.О. Дютелю, конкурсный проект которого вызвал у губернских властей доброжелательное, если не сказать больше - восторженное отношение. И, действительно, было чем восхищаться. Когда мне довелось впервые познакомиться с этим проектом, я с изумлением разглядывал необычайно усложненное убранство внешнего оформления пышного фасада здания, удивляясь неуемной фантазией архитектора. Нагромождение десятков и десятков декоративных деталей поражало мое воображение не меньше, чем интерьеры культовых сооружений. Впрочем, архитектор, возможно, заранее полагал, что для сибиряков, да и русской культуры вообще, храм науки должен быть не менее величественным, чем церковь.
Итак, кто и кем же был создатель хранилища древностей Тобольской губернии, каковы его связи с Ирбитом, Тюменью и Тобольском? Академик архитектуры Юлий Осипович (Юлий Фредерик Иоганн) Дютель (1824, Петербург – 1908, Варшава) родился в купеческой семье в столице империи. С 1840 года числился вольнослушателем Императорской Академии художеств. Десять лет спустя получил звание художника и за счет собственных расходов отправился на стажировку в Испанию в Гренаду. Здесь он встретился с товарищем по Академии художеств неким фон-Нотбеком. Молодые люди решили использовать пребывание в Испании для составления чертежей наиболее интересных в архитектурном отношении зданий и дворцов Альгамбры с тем, чтобы в будущем передать материалы и модели в Академию. Стажировка продолжалась в течение пяти лет. Руководство Академии высоко оценило работы Дютеля, выполненные в Испании.
По возвращении в Санкт-Петербург Дютель работал на оформлении вокзалов железнодорожной линии Петербург-Варшава и, в частности, проектировал каменное локомотивное здание в Петербурге. В 1857 году получил звание академика архитектуры за проект мемориала воинам, погибшим под Севастополем. При переходе Варшавской железной дороги во владение французским обществом, был вынужден оставить свою должность. Как тогда говорили, «остался за штатом», что с учетом заслуг архитектора и звания академика вызывает недоумение. По этой причине в 1880 году Дютель дал согласие на предложение А.Г. Хитрова, городничего Ирбита, на переезд из Петербурга на Урал. Контракт предполагал трехлетнее исполнение обязанностей главного городского архитектора. В Ирбите Дютель прославился проектированием интересных в архитектурном отношении зданий, например, женской гимназии, ныне школа № 17, дома земского начальника Мезенцева (ул. Красноармейская, 1 школа № 12), корпуса пивоваренного завода, теперь – фармацевтический завод, ул. К. Маркса, 124, средняя школа № 1 (угол улиц Свободы и Первомайской), и другие. Кроме того, благодаря усилиям Дютеля Ирбит получил классическую композицию планировки улиц города: прямоугольную сетку кварталов и лучевое расхождение пяти основных улиц от торговой площади.
К сожалению, у архитектора не сложились деловые отношения с последующим градоначальником Удинцевым, заступившим к своим обязанностям в январе 1882 года. К этому времени талант архитектора был замечен в Тюмени, и в августе 1886 года городская Дума пригласила Дютеля на должность архитектора города. С Ирбитом без сожаления пришлось расстаться. В Тюмени академик сменил на посту городского архитектора Б. Цинке (годы работы 1881-1886) и П.И. Долгова. Насколько был велик авторитет вновь приглашенного специалиста, можно судить по тому, что месячный оклад Дютеля был увеличен втрое по сравнению с его предшественниками. В Тюмени архитектор работал три года. Из городских строек, достоверно связанных с именем Дютеля, можно назвать дом ялуторовского купца В.В. Колмакова на углу улиц Царской и Голицынской (теперь – поликлиника), а также бывшее здание ресторана «Сибирь», ныне утраченное. Усложненные формы фасада здания, навеянные Дютелю испанскими мотивами, не хуже любого документа выдают характерный почерк городского архитектора. В начале 1887 года академик, как уже говорилось, принял активное участие в конкурсе проектов здания губернского музея в Тобольске.
В 1889 году Ю. Дютель получает престижное приглашение на должность городского архитектора Екатеринбурга и покидает Тюмень. Наступает наиболее плодотворный период деятельности архитектора. Проекты Ю.О. Дютеля отличались высоким профессиональным уровнем, свободным владением композиционными приемами разных стилей и смелым смешиванием деталей барочного лепного орнамента и рельефного декора из фигурного кирпича. По чертежам Дютеля в Екатеринбурге построено много замечательных общественных и частных сооружений. В их перечень входят воспитательный дом, гостиница «Россия» по Пушкинской улице, пансион и церковь женской гимназии при Алексеевском реальном училище, концертный зал Маклецкого и Народный театр на 1000 мест, общежитие и мастерская Художественной ремесленной школы. Не менее известны усадьба купца С.Е. Тупикова (улица 8 Марта) и главный дом усадьбы Э.Ф. Филитц с высокими шатровыми кровлями (перекресток улиц М.-Сибиряка и К. Маркса). Дютелю принадлежит также проект строительства дачи И.И. Симанова на городском пруду и многое другое. Как признают знатоки архитектуры Екатеринбурга, «если существует возвышенный образ классического малаховского Екатеринбурга, то следует признать, что не менее известен Екатеринбург Дютеля». Дютель – автор проекта Мариининской женской гимназии в Перми с общежитием на 600 человек и отдельно стоящей церкви (1897), а также более 20 проектов церквей в уездах Пермской губернии.
Деятельность Дютеля на посту городского архитектора Екатеринбурга отличалась творческим долголетием. Так, в 1904 году в возрасте восьмидесяти лет он спроектировал каменный корпус городской больницы. Год спустя Ю. Дютель составил список своих проектов, и отправил его на хранение в Санкт-Петербург в Академию художеств. Благодаря вниманию сотрудников Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА), мне удалось ознакомиться с делом Ю.О. Дютеля. В деле, изложенном на 5 страницах, содержатся сведения о судьбе академика в его преклонных годах после отъезда из Екатеринбурга в столицу империи в начале 1905 года. Одинокий старец, приглашенный в столицу родственниками, поселился на третьей линии Васильевского острова в доме за номером 36, в квартире 8, у своей племянницы О.М. Кобринской. В обращении к руководству Академии художеств Ю.О. Дютель просил установить ему пенсию, так как других источников существования он не имел. Дютель писал: «Дожив до преклонных лет (свыше 80-ти), я последние годы стал страдать разными недугами, которые истощили мои средства и лишили меня возможности работать. В этом году, с помощью родных, я вернулся в Петербург, ослабленный болезнью и окончательно без средств. Тяжелое материальное положение побуждает меня обратиться к Вашему сиятельству с просьбою о возможности оказать мне содействие из сумм, имеющихся в распоряжении Императорской Академии художеств и тем поддержать последние годы моей одинокой жизни. 7 мая 1905 года». Далее следовала личная подпись академика, выполненная неуверенной рукой. Само письмо с четким почерком написано кем-то другим. С 1-го января 1906 года Дютелю установили пенсию в размере (трудно поверить!) 120 рублей в год.
На этих грошах академик прожил два года. Неблагодарные Ирбит с Тюменью и особенно Екатеринбург палец о палец не ударили, чтобы оказать материальную помощь человеку, столь много сделавшему для этих городов. Говорят, только в наше время расцвело равнодушие к заслуженным людям. Ничего подобного! И в давние времена Россия не умела ценить своих гениев. Приходится сожалеть, что имя Ю.О. Дютеля в Ирбите, Тюмени и Тобольске почти неизвестно.

В.Е. Копылов, профессор, г. Тюмень.



Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений